Академику Торегельды Шарманову – 85 лет
Академику Торегельды Шарманову – 85
Айкан Аканов, ректор Казахского Национального
медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова
Человек – легенда
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
О.Э. Мандельштам
В жизни порой происходят встречи, которые оставляют неизгладимый след на всю жизнь. В мировой истории есть люди, чье влияние на жизни миллионов людей трудно переоценить. Такие необыкновенные люди появляются в нашей жизни словно явление, и путь, пройденный с ними, становится подарком судьбы. Он рождаются, живут, борются, достигают колоссальных успехов в одной исторической эпохе, затем являются свидетелями крушения этой эпохи и, понимая новое наступающее время, не просто полностью отвечают ее требованиям, они обогащают эту новую эпоху, привнося в нее лучшее из прошлого.
С именем академика Шарманова связана большая страница истории нашего народа. Человек-легенда… Личность неординарная, многогранная не только мужеством характера и талантом, но даже нормами поведения в повседневной жизни. В его жизни поразительно все: родился в простой семье, стал талантливым ученым, пережил тяжелые годы войны, внес огромный вклад в развитие мирового здравоохранения, стал человеком, который открыто и легко вошел в жизнь многих казахстанцев, оставив глубокий след в жизни народа. Торегельды Шарманов является средоточием народного духа, новатором на пути возрождения и обновления страны.
Торегельды Шарманович родился в 1930 году, который для основного числа граждан Казахстана представляется какой-то далекой историей. И в это время, в 1930-х годах, происходили эпохальные события. Окончательно казахский, кочевой, степной образ жизни подминался коллективизацией. Шло насильственное внедрение стандартов другой жизни. Миллионы казахов вымерли вследствие голода, причиной которому была политика молодого советского государства о переводе кочевого, степного населения в городскую среду и превращения их в рабочий класс и крестьян. 30-е годы прошлого столетия были как раз теми самыми трагическими, самыми сложными годами в истории казахов, когда ломался хребет их кочевой цивилизации, номадической философии.
И в это трудное время рождается Торегельды Шарманович. Он получает воспитание, философское сознание от того умирающего, кочевого, номадического народа, который насильственно заставили превратиться в рабочий класс Советского союза, крестьянство. Затем он получает образование в новой советской школе, соответствующее коммунистическим убеждениям. Началась война, послевоенные годы лишений, разрухи. Все, что осталось от той большой жизни, которая шла веками. Счастье Торегельды Шармановича заключается в том, что он в это время жил в Улытау. Улытау — это древнейшая колыбель цивилизации казахов. Это страна-родоначальник и фундамент будущего Казахстана. Не зря Президент Назарбаев обозначил Улытау как колыбель казахской цивилизации. Живя там, несмотря на вот такую идеологическую машину, которая переламывала все народы бывшего Советского союза, Торегельды Шарманович получает истинно казахское образование. Язык Торегельды Шармановича до сих пор богат народными пословицами, выражениями, редчайшими оборотами. Мне кажется, даже сегодня, по его речи, по его мышлению, по его выражениям можно себе представить, каким богатым и сочным был казахский язык до вот этой великой катастрофы.
Он поступает в Казахский государственный медицинский институт и, проучившись год, он переводится в Караганду. У меня, как у ректора, есть до сих пор его личное дело. Я поднимаю из архива его личное дело и поражаюсь тому, как он грамотно писал на русском языке заявление, как он писал сочинение. Я удивляюсь тому, что, не получив базового русского образования в школе, он учился на казахском языке, он путем самообразования освоил достаточно широкий и богатый грамотный русский язык. Правда, в то время все медицинское образование было только на русском языке. Переход ученика казахской школы к владению грамотным русским языком и медициной представляет большой интерес. В это время в Караганде открывается медицинский институт и Торегельды Шарманович по направлению становится студентом Карагандинского медицинского института и получает диплом номер один выпускника этого вуза.
В Караганде его жизнь образовывается совершенно по-другому. Надо сказать, что Караганда в то время была центром мощной русской культуры. Там было много сосланных со всего Советского Союза людей. И там царил на очень высоком уровне русско-советский дух. И он вписался, был секретарем комсомольской организации в университете. Его неуемная энергия и бьющая ключом инициатива способствовали тому, что он стал лидером, секретарем комсомольской организации. Там он нашел свою первую и единственную любовь в жизни, влюбившись и женившись на своей сокурснице Кульзие. После этого начинается путь обычного советского врача. Его направляют работать на периферию. И 4 года вместе со своей супругой работают типичными, убежденными советскими врачами. Которые работали по 24 часа. Которые при керосиновых лампах делали операции, принимали роды. Которые выезжали на бесконечные вызовы. Которые объезжали отгонное советское животноводство. Которые проводили в мерзлых, холодных классах массовые профилактические осмотры детей, проводили вакцинацию и многое другое. Здесь надо сказать, что отличие Шарманова состояло уже тогда в том, что он не просто выполнял эту огромную, важную и нужную работу, а старался проводить оптимизацию рабочего процесса, пытался делать это настолько хорошо, что его в числе всего нескольких врачей по всему Советскому союзу наградили медалью «Лучший участковый врач страны».
После этого, понимая, что нужно дальше учиться, Торегельды Шарманович переезжает в Алматы, поступает в аспирантуру. Тогда головным научно-исследовательским центром всей страны был так называемый Институт краевой патологии, относившийся к системе Академии наук Казахской ССР. И здесь была сконцентрирована плеяда блестящих, умнейших профессионалов, которые стояли у истоков всей казахстанской науки. Достаточно назвать две фамилии, которые до сих пор овеяны мифами-легендами. Это имя академика Атчабарова, который в течение нескольких десятилетий был директором Института краевой патологии. Следующим учителем был академик Николай Дмитриевич Беклемишев. Человек удивительной судьбы, который закончил медицинский институт в Варшаве. Затем, в 1939 году был депортирован в Казахстан, где в течение десяти лет работал участковым врачом в селе Куйган Алматинской области, отдаленном, забытом богом и людьми месте. С 1949 года он поднялся, стал кандидатом наук, профессором, академиком. Человек европейского склада ума, глубочайшего мышления, который знал шесть языков. Вот эти два человека — каждый из них сам по себе был университетом. И Торегельды Шарманович попал в эти гениальные руки. Благодаря общению с этими людьми он быстро созрел как ученый, написал и защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 34 года, защитив докторскую диссертацию, он был направлен ректором в Актюбинский медицинскиий институт. Поработав несколько лет ректором, Торегельды Шарманович оставил огромный след в истории одного из действительно ведущих медицинских вузов нашей страны. В 37 лет он становится министром здравоохранения и здесь проявляется весь его многогранный талант. 12 лет быть министром Казахстана в то время, когда в созвездии советских республик Казахстан занимал особое место, его лидер Динмухамед Кунаев был членом Политбюро, то есть одним из совсем немногих небожителей советского олимпа — это все позволило раскрыть весь потенциал, весь дар, который был отпущен Торегельды Шармановичу.
Это было время созидания. Строилось очень много больниц, поликлиник, создавалось много институтов. Именно в это время советское, казахстанское здравоохранение смогло прочно стать на ноги, сформировать тот фундамент, на котором держится до сих пор, спустя 50 лет. Именно в это время проявляются все способности Шарманова и наступает пик величия его организаторского, человеческого таланта. Он организует и проводит мировую конференцию по первичной медико-санитарной помощи в Алматы. Это целая история, как удалось молодому министру здравоохранения Казахской ССР опередить и забрать проведение этой конференции в Алматы, хотя в то время были мощнейшие центры и очень сильные лидеры здравоохранения в России, Узбекистане, Азербайджане, Грузии и так далее. Но здесь, конечно же, сыграл особую роль феномен личности Шарманова, его дипломатичность, целеустремленность и харизма. Проведя эту конференцию в Алматы, где был принята новая философия всей мировой системы здравоохранения, он обессмертил свое имя в анналах не только отечественного, но и всемирного здравоохранения. Конечно же, молодой, талантливый, одаренный, красивый, успешный лидер, всегда вызывает огромное количество человеческой зависти, человеческого, мелкого неприятия, которые у мелких, тщеславных людей преращаются в злобу и ненависть. После такой огромной, взлетной, яркой полосы у Шарманова наступает череда проблем. Советская система не любила ярких лидеров. Его эта система ломает и выбрасывает. Благодаря только своим личностным качествам, уже будучи академиком медицинских наук Советского союза он выживает, его спасают друзья, в буквальном смысле, и приглашают в Москву где он руководит единственной и самой мощной кафедрой питания. И он, казах, в многомиллионной Москве становится редактором всесоюзного журнала питания.
Эти годы Торегельды Шарманович не любит вспоминать. Но я знаю от его друзей, что он жил по общежитиям, долгое время ютился в однокомнатной квартире. Все эти годы Торегельды Шарманович работал, боролся, создавал свою школу. Надо сказать, что его школа, его главное детище, его жизнь — это Институт питания, это Академия питания. Из Академии вышла плеяда талантливейших докторов наук, профессоров, которые сегодня украшают не только казахстанскую, но и мировую науку. В 1991 г. наступает крах Советского союза и Торегельды Шарманович возвращается в свой родной институт, которым он руководит и по сей день. Понимая, что Советский союза распался, образовалось новое государство, Торегельды Шарманович очень горячо и с энтузиазмом начинает принимать участие в строительстве нового государства. Его личные, человеческие отношения с первым Президентом нашей страны известны всем. И Торегельды Шарманович многое делает, чтобы сегодняшняя медицина твердо стояла на ногах. Я как медик могу сказать, что, помимо всемирного признания, например за проведение Алматинской конференции он был удостоен золотой медали ВОЗ имени Лео Бернара, основателя ВОЗ, у него огромное количество международных премий, званий, признающих его талант и успехи. И он сам очень не любит, когда ему говорят об этом или когда это произносят, когда представляют. Он очень скромный человек.
Но в новом Казахстане он сделал несколько вещей, которые составляли бы гордость ученому любой страны мира. Во-первых, Шарманову и его ученикам удалось доказать, что Казахстан является йододефицитной страной. И, поэтому, они смогли «пробить» обязательную йодизацию соли. Сегодня вся соль, которая в Казахстане производится, она йодирована. Йодирование соли это не только решение проблемы заболеваний эндокринной системы, в виде зоба и так далее, это решение проблемы интеллектуального, физического развития детей и подростков. Без йода нет умственного развития. Может быть, отсутствие йододефицита стало одним из факторов, что казахстанцы очень энергичные, умные, способные. И это — одна из заслуг академика Шарманова. Вторая заслуга, которую я считаю тоже величайшей для нашей нации — это фортификация муки. Казахстан страдает железодефицитной анемией. До 80% женщин на юге, страдали анемией и производили на свет очень больных детей, сами умирали от кровотечения, массы акушерско-гинекологических и других осложнений. Железодефицитная анемия была бичом нашей страны. Я помню то время, когда академик Шарманов с трибуны ВОЗ говорил о том, что существует огромная проблема железодефицитной анемии. И вот, академик Шарманов, доказав, что существует такая проблема, дал и пути решения этой проблемы — это фортификация муки. То есть, вся мука высшего, первого, второго сорта, несет добавление препаратов железа. Таким образом, у нас в стране железодефицитная анемия сошла с повестки номер один. Разве это не есть достойный вклад врача в решение проблем материнства и детства, в реальное улучшение здоровья нации? Академик Шарманов делает огромный вклад в развитие казахского языка, огромный вклад в восстановление памяти казахов. Сегодня Торегельды Шарманович является одним из самых уважаемых и признанных мэтров отечественной медицины. Он до сих пор борется. И его каждое выступление, особенно по развитию первичной медико-санитарной помощи, проблемы, которую страна до сих пор не может решить, его лидерство в этом вопросе, его понимание вопросов медицинской науки и образования, его убежденность, что 80 процентов заболеваний связаны с питанием, все это создает тот колорит, и ту особую атмосферу, которая существует сегодня в здравоохранении нашей страны.
Человеку 85 лет. Казалось бы, все вершины мира взяты. Казалось бы можно успокоиться, почивать на лаврах. Но поражает то, что этот огромный, нескончаемый источник энергии в виде Торегельды Шарманова, сегодня поднимает еще одну проблему. Это проблема кобыльего молока. Он и его ученые сегодня доказали, что весь мир, который питается на коровьем молоке, это наши всевозможные печенья, пирожные, мороженые, все продукты, которые содержат огромное количество так называемых транс-жиров, являются вредными в сегодняшних условиях. Его эксперименты показывают, что это коровье молоко можно абсолютно безболезненно сменить кобыльим молоком. И тогда питание будет намного здоровее. И вот он, при поддержке Главы государства, при поддержке Правительства, находит бизнесменов, которые открывают ферму на 1200 кобылиц и начинается производство кобыльего молока, которое идет в пищевую промышленность. Это просто потрясающе. Мы все понимаем, что кобылье молоко — это кумыс. Но такой взгляд на мир, когда кобылье молоко совершенно по-другому используется во благо здоровья своего народа, такое я слышу впервые. Я думаю, что роль и место в истории отечественного здравоохранения академика Шарманова переоценить трудно. Так вот, возвращаясь к началу этого разговора. Шарманов был успешным победителем в 20 веке. Он был героем в той стране Советов, потому что он стал академиком Академии Медицинских наук СССР. Он был одним из корифеев в области питания, был министром здравоохранения в течение 12 лет. Времена поменялись, но он и сегодня является неформальным лидером, крупнейшей фигурой в медицинском образовании, лицом отечественного здравоохранения. Он является председателем Наблюдательного совета нашего медицинского университета в течение последних 4-5 лет. И то, что сегодня университет достигает международных высот — в этом огромная его заслуга. До сих пор его консультации, его страстные статьи по реформе здравоохранения заставляют лидеров сегодняшнего здравоохранения считаться с его мнением. Сегодня он является лауреатом национальной независимой премии «Тарлан», членом Национальной академии наук, обладателем государственных и международных наград
В эти дни ему исполняется 85 лет и от всей души, от огромного количества его учеников, а он приготовил свыше сотни кандидатов и докторов наук, от огромного количества друзей по всему миру, огромного количества его фанатов и учеников нашего Национального медицинского университета мы поздравляем с юбилеем и от всей души желаем, чтобы Торегельды Шарманович как живая легенда здравоохранения нашей страны еще многие годы жил, творил, работал, на благо народа Казахстана, на благо нашей страны. В свои 85 лет он крепок и силен. И в 85 лет его речь образна и цветиста. И в 85 лет он дает глубочайшие мысли. И в 85 лет он является нашим лидером. И пусть так будет еще долго, долго.