Выйти из мира безмолвия
Благодаря технологии кохлеарной имплантации сотни казахстанских малышей смогли впервые услышать голоса своих родных, самые разные прекрасные звуки жизни.
Сейчас эти дети уже ничем не отличаются от сверстников. Только за ушком – маленький приборчик, открывший им дверь в мир звуков. Сюда, в республиканскую детскую клиническую больницу «Аксай», они приходят довольно часто. После вживления хирургическим путем кохлеарного импланта сурдологи и сурдопедагоги клиники помогают детям в реабилитации, в той ежедневной кропотливой работе, без которой имплантация не имеет смысла.
Истории детей, которые родились с тяжелой степенью тугоухости или полным отсутствием слуха, похожи. Их родители, узнав о диагнозе, проходили все ступени его осознания – от отчаяния до надежды, все шаги лечения – от операции до многодневных занятий, ежедневных и ежечасных упражнений, все нюансы отношения общества – от косых взглядов тех, кому неведома такая трагедия, до полной адаптации в социуме.
…Родители Малики Нугиевой, узнав о глухоте своей девочки, переехали из Актау в Алматы, где есть специалисты, и готовы были продать свою квартиру, чтобы сделать дочке операцию.
– Но спасибо государству, нашей дочери провели эту дорогостоящую операцию в клинике «Аксай», – говорит ее мама Мереке Муратова. – Девочке сейчас почти пять лет, она слышит, разговаривает, и все это благодаря казахстанским врачам, специалистам, которые вживили имплант, проводят настройку аппарата, дают консультации, обучают речевым методикам.
О том, что у Руслана отсутствует слух, Тимур и Ирина Джумагалиевы узнали, когда сынишке исполнилось восемь месяцев. Они побывали во многих клиниках, смотрели на детей, перенесших кохлеарную имплантацию, пока не поняли наконец, что альтернативы ей нет. Сейчас, спустя два года, Руслан, перенесший имплантацию, различает звуки, начинает говорить. Конечно, признает Тимур, впереди еще много работы, при таком заболевании родителям и самим приходится становиться сурдологами, меняется весь образ жизни и ее смысл, но главное – не отчаиваться. Теперь и в Казахстане доступен такой высокотехнологичный метод. Первыми в государственных клиниках им овладели врачи Аксайской больницы.
– По статистике, на тысячу новорожденных один-два ребенка страдают тотальной глухотой. И еще один-два теряют слух в течение первых двух лет жизни, – комментирует ректор Казахского национального медицинского университета Айкан Аканов. – В больнице «Аксай» за семь лет сделана 761 операция по кохлеарной имплантации детям с такими патологиями. И главное, что в республике открываются все новые и новые сурдологические кабинеты для диагностики, лечения, слухопротезирования и реабилитации маленьких пациентов с нарушениями слуховой функции. Вопрос оказания сурдологической помощи населению – один из приоритетных и находится на постоянном контроле Министерства здравоохранения.
Кстати, республиканская больница стала университетской клиникой, где теперь в тесном взаимодействии будут развиваться медицинская практика, наука и образование. Директор РДКБ «Аксай» Ирина Брежнева подчеркивает, что специалисты клиники участвовали в десятках мастер-классов, учились в России, Израиле, Чехии, Германии, Польше, Австрии, Турции.
– Слухопротезирование для пациентов с сильной потерей слуха малоэффективно, поскольку не существует слуховых аппаратов, способных компенсировать тотальную глухоту, – говорит Ирина Владимировна. – Единственным решением становится реабилитация с помощью кохлеарной имплантации. Это продукт высоких технологий, но успех лечения зависит не столько от самой имплантации, сколько от всей последующей реабилитационной работы.
Для того чтобы она была успешной, чтобы дети могли слышать все звуки, даже самые тихие, необходим длительный многоэтапный путь, слаженная работа команды специалистов – врачей-сурдологов, сурдопедагогов, логопедов, психологов.
Руководитель сурдологического центра клиники «Аксай» Еркежан Габбасова отмечает, что для полноценного развития речи после операции нужна длительная слухоречевая реабилитация, результаты которой в первую очередь зависят от родителей маленьких пациентов. Необходимы ежедневные тренировки по развитию слуха. И признается: какой сложной казалась работа с такими пациентами до внедрения кохлеарной имплантации и какое удовлетворение все специалисты чувствуют сейчас, когда видят результаты. Она перечисляет тех пациентов клиники, кто перенес такую операцию и теперь учится в обычной школе или вузе, создает семью, работает.
– Слух детей после имплантации соответствует первой степени тугоухости, это практически нормально развивающийся ребенок, заниматься с ним – одно удовольствие, – говорит сурдопедагог клиники Оксана Джанваху. – У них быстрее развиваются слуховое внимание на звуки, слуховая память. Понимая значение слов, дети используют для общения устную речь, а не жесты. Голос таких малышей звонкий, речь эмоционально окрашенная и интонационно разнообразная.
Все врачи и педагоги уверены: после кохлеарной имплантации ребенок должен находиться в среде слышащих сверстников и не испытывать проблем в общении. Сурдопедагог Ирина Смешко говорит о хороших результатах деятельности центра при клинике: дети интегрируются в общеобразовательные школы и детские сады и не испытывают проблем в общении.
– Для повышения качества сурдопедагогической помощи утверждены дорожные карты по ее совершенствованию, – рассказывает врач-сурдолог клиники «Аксай», главный внештатный сурдолог Министерства здравоохранения РК Мария Кириллова. – В 2016 году запланировано открыть еще 24 сурдологических кабинета в дополнение к 32 существующим. На оснащение диагностическим оборудованием, обучение и подготовку специалистов выделяются средства. Идет работа над внедрением аудиологического скрининга в каждом роддоме.
Совершенствуется и нормативная база: внедряются новые стандарты диагностики и реабилитации, отбора пациентов на высокотехнологичные операции по кохлеарной имплантации. Сегодня в республике прооперировано уже 933 ребенка, пятая часть из них учится в общеобразовательных школах, посещает обычные детские сады. Остальные дети проходят различные этапы реабилитации, которая может продолжаться от двух до пяти лет, а в некоторых случаях и до десяти. Но для создания целостной системы сурдологической помощи, говорят врачи, необходимо решение не только медицинских вопросов, но и социальных, педагогических. Словом, нужно взаимодействие с министерствами труда и соцзащиты, науки и образования.
Ольга МАЛАХОВА,