Остановка по требованию
Медицинская общественность Алматы предлагает создать рабочую группу по пересмотру закона по внедрению ОСМС
Дискуссии вокруг внедрения обязательного социально-медицинского страхования продолжаются. На прошлой неделе в Алматы состоялись сразу несколько встреч медицинской общественности с участием представителей общественных организаций.
Обсуждали, спорили и предлагали, как же будет правильнее поступить с внедрением новой системы для отечественного здравоохранения. Стоит ли откладывать страховую медицину на потом и сколько потребуется времени, чтобы устранить все недочеты? Мнение коллег и представителей НПО выслушал министр здравоохранения Елжан Биртанов.
По итогам визита в Алматы глава ведомства намерен в ближайшее время внести в Правительство предложения по дальнейшим шагам в развитии медстрахования в РК.
Время подумать
Первая алматинская встреча, посвященная ОСМС, состоялась в южной столице без участия министра здравоохранения. Тогда за одним столом собрались представители медицинских и общественных организаций.
– Как известно, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» инициировала приостановление внедрения ОСМС до 2020 года, – отметил в ходе своего выступления директор клинического департамента КазНМУ им. Асфендиярова Курал Куракбаев. – Но, как правильно заметил министр здравоохранения господин Биртанов, приостановление не означает, что мы должны забыть о системе до следующего часа «Х». Пауза дана для того, чтобы проработать все спорные моменты, решить все проблемы, усовершенствовать систему. Наша с вами цель – обсудить, насколько готова наша система здравоохранения к внедрению ОСМС, обозначить проблемы и высказать свое мнение касательно их решения.
Курал Куракбаев также заметил, что в мире эффективно существуют обе системы здравоохранения: и страховая, и бюджетная. Однако в обеих важной составляющей является ресурсная часть, то есть адекватное финансирование.
– Минимально на поддержание системы здравоохранения, будь она бюджетной или страховой, нужно выделять не менее 5 процентов от ВВП страны, – отметил Куракбаев. – Как правило, государство выделяет две трети, одна треть поступает из других источников. Если говорить о нашей ситуации, у нас расходы на здравоохранения на уровне 2–3 процентов. Это достаточно большой пробел в ресурсном обеспечении нашей системы. Эти данные подтверждаются многочисленными социальными исследованиями, которые, к слову, свидетельствуют о том, что население из своего кармана доплачивает за получение качественной и своевременной помощи. По разным источникам, это от 40 до 50 процентов. При этом в странах, на которые мы ориентируемся, эта доплата составляет 17 процентов.
Как отметил Курал Куракбаев, именно финансово-экономические моменты и подталкивают страну к поддержке и внедрению ОСМС, так как эта система позволяет получить дополнительный легальный источник финансового обеспечения здравоохранения.
В свою очередь еще один участник встречи – председатель правления ОО «Республиканская медицинская палата» Максут Кульжанов – в своем выступлении обозначил моменты, на которые стоит обратить внимание и которые, по его мнению, не позволяют успешно внедрить ОСМС.
– Вопрос внедрения медстрахования – это, в первую очередь финансовый вопрос и только потом медицинский, – отметил Максут Кульжанов. – Нам необходимо оглянутся назад, то есть начать с закона о медстраховании. Сейчас уже видно и понятно, что он сырой. В нем нет заинтересованности человека в своем собственном здоровье. Что я имею в виду? Что в нашей стране выгоднее болеть, чем быть здоровым. Если ты заболел, то на тебе, пожалуйста, гарантированный объем медпомощи. А если человек заболел по собственной воле, потому что он допустим курит или пьет, не двигается, неправильно питается и т.д.?! В этом законе нет персональной ответственности человека за свое здоровье. Необходимо вернуться к закону, создать рабочую группу с участием общественных организаций, медиков, и обязательно министерств экономики и финансов, и парламентариев.
Особое внимание, по мнению собравшихся, в пересмотре закона необходимо уделить такой категории граждан, как самозанятые.
– В Казахстане порядка 2-3 миллионов граждан являются самозанятыми, это достаточно много, – отметил Куракбаев. – И если бюджет возьмет на себя эту категорию граждан, то можно представить, какой солидный кусок будет уходить на обеспечение гарантированной и плановой помощи самозанятым. Вот тут надо думать и решать, как сбалансировать систему, чтобы в конечном итоге проблема самозанятых исчезла. Но как гласит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий!».
Мнения разделились
ОСМС стало главной темой дискуссий и на недавней встрече министра здравоохранения РК Елжана Биртанова с медицинской общественностью Алматы.
«Круглый стол» с участием главы Минздрава, прошедший на базе КазНМУ им. Асфендиярова, четко показал, что на сегодняшний день мнения казахстанцев в деле внедрения ОСМС разделились пополам. Одни убеждены, что система сырая и потребуются еще годы, чтобы ее основательно доработать и внедрить. Вторые уверены, что если сейчас же не внедрить страховую медицину – отечественному здравоохранению уже в ближайшее время грозит полный крах.
– Та модель финансирования, которая сейчас существует, не позволяет обеспечить адекватное финансирование рынка здравоохранения, – отметил министр. – Существующие тарифы на медуслуги не позволяют развиваться. Из-за недофинансирования мы, по сути, теряем отрасль. Сегодня 40 процентов расходов страны на здоровье осуществляется из кармана граждан. Нельзя продолжать закрывать на это глаза, последствия могут быть самыми драматичными. Собственно модель ОСМС как раз и направлена на ликвидацию подобного рода риска, на исправление финансовой части отечественного здравоохранения, и, соответственно, на повышение качества медицины.
Однако, несмотря на большую потребность отечественного здравоохранения в масштабном реформировании и внедрении страховой медицины, потребуется значительное время, чтобы исправить недочеты, доработать и усовершенствовать систему. И тут мнения спикеров касательно сроков на доработку разделились. Одни уверены, что будет достаточно двух месяцев, чтобы все исправить и запустить ОСМС, другие считаю, что потребуется не меньше двух лет, чтобы довести систему до полной готовности.
За бортом медицины
На встрече с министром вновь прозвучала проблема самозанятых граждан. Именно эта категория граждан и стала основной причиной приостановления внедрения ОСМС. Потому как именно эти люди в условиях работы отечественного здравоохранения по принципам ОСМС могли остаться «за бортом» медицины.
– Да, действительно, самая главная проблема – это самозанятые люди, те, которые потенциально могут остаться незастрахованными, это почти 2,7 миллиона человек, – отметил министр. – Есть определенные сомнения, поэтому мы проводим серию «круглых столов» с медицинской общественностью. По результатам обсуждений мы примем решение и доложим Правительству.
Безусловно, почти 3 миллиона граждан взять на себя государство вряд ли сможет, да и честно ли это будет по отношению к другим участникам системы? Членам рабочей группы, которая уже создана и в ближайшее время начнет работу над ошибками, предстоит уделить особое внимание самозанятой категории казахстанцев. По словам министра здравоохранения, вполне возможно, что Казахстан в этом случае поступит по примеру Китая, Турции и многих других стран мира, где для данной категории граждан предусмотрен минимальный пакет медпомощи. Однако, как правильно заметил один из участников встречи, самозанятое население нужно структурировать. Среди 2,7 миллионов самозанятых казахстанцев есть люди с очень хорошим доходом, а есть и претенденты на статус безработного, но и тунеядцев среди них тоже предостаточно. Потребуется время, чтобы изучить данный контингент. И, кстати, по результатам многочисленных исследований, большинство из так называемых самозанятых вполне даже «за» ОСМС и готовы платить.
В свою очередь выступивший с докладом директор департамента управления проектами Минздрава Тимур Султангазиев считает, что внедрение ОСМС и проблемы, которые с этим возникли, лишь обнажили действительную картину системы здравоохранения в Казахстане.
– В целом можно определить основные ключевые проблемные вопросы в рамках данной инициативы, – подчеркнул Султангазиев. – Это чрезмерное государственное регулирование рынка медицинских услуг, недостаточное межведомственное взаимодействие, низкая экономическая мотивация для частного бизнеса, дублирование осуществления контроля и надзора между центральными государственными органами и местными исполнительными органами, а также необоснованно частое применение внеплановых и выборочных проверок.
Решением вышеперечисленных проблем он считает три основных направления – передача функций министерства в неправительственный сектор и конкурентную среду; снятие адмбарьеров с целью улучшения ведения бизнеса; пересмотр контрольно-надзорных функций Минздрава.
– Для дальнейшего привлечения бизнеса будет пересмотрена методика тарифообразования, – отметил он. – В частности, предусмотрено возмещение затрат частника на обновление основных средств, будет рассмотрен вопрос сооплаты за медицинские услуги. В рамках развития ГЧП будут упрощены процедуры подготовки проектов, созданы условия для гарантирования потребления услуг объектов ГЧП, в том числе через заключения долгосрочных договоров. Работа по пересмотру контрольно-надзорных функций министерства будет заключаться не только в отказе от тех или иных форм проверок, как нецелесообразных, но и в пересмотре требований для субъектов здравоохранения.
Подводя итоги, министр здравоохранения Елжан Биртанов выразил надежду, что тайм-аут, который сегодня приходится взять, не станет традицией.
– Безусловно, дискуссии о системе ОСМС еще будут продолжаться не один день, – заметил министр. – Но уже после сегодняшнего общения с вами мне есть, что предоставить в Правительство, чтобы работа была продолжена. Главное, чтобы откладывание не превратилось в традицию. Два месяца или два года, но я думаю, мы сможем все решить, и я благодарен всем вам за конструктивные предложения, которые обязательно будут учтены.