С 2019 года в Казахстане не будет заочного обучения в ВУЗах
В этом году казахстанским студентам выпадет последняя возможность поступить на заочное отделение ВУЗа. С начала следующего года получать высшее образование можно будет только очно. В профильном министерстве нововведение объясняют академической свободой университетов. Какие еще направления затронет самостоятельность ВУЗов, и повлияет ли отмена «заочки» на стоимость обучения, попытались выяснить наши корреспонденты. Адиль Онербаев, корреспондент: Последними заочниками станут студенты, поступившие в новом учебном году. С 1 января 2019-го такой возможности уже не будет. Нововведение прописано в новом Законе. Он же повышает самостоятельность ВУЗов. Им предстоит разрабатывать ускоренные учебные программы в качестве альтернативы заочного отделения. В Министерстве образования объясняют, что сейчас «заочников» в стране не так много: из 530 тысяч студентов лишь 17%. Образование же они получают не полное, за 4 курса успевают освоить лишь 60-70% программы, а дипломы получают такие же, как и «очники». Бану Норбекова, зам. директора Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК: Новые методы и подходы с применением дистанционной технологии и также постепенно будут переходить к обучению парт тайм: это возможность получать частями кредиты, при этом освоение будет 100-процентное по предусмотренным стандартам образования. Если сегодня на заочном обучении студенты получают более 60-70% кредитов и при этом получат равнозначные дипломы с выпускниками очного отделения. Мы думаем, что перейдет к качественному образованию. Альтернатива заочному — дистанционное образование. Принцип тот же, но посещать ВУЗ не нужно даже во время сессий, поскольку весь процесс обучения проходит в электронном формате. Повлияет ли это на стоимость дистанционного и очного образований, в профильном ведомстве сказать затрудняются. Ведь академическая свобода подразумевает и самостоятельную ценовую политику. В национальных ВУЗах признались, что в этом году цены, конечно, подняли, но не из-за самостоятельности, а необходимости. Максут Сенбеков, проректор КазНМУ им. Асфендиярова: В этом году мы повысили на 16%. Но у нас из 22 образовательных программ, которые университет представляет для граждан РК, так же и для иностранцев, у нас из них только на 6 специальностей мы подняли. Это такие пользуются спросом, как у работодателей, так и у студентов. Ну и себестоимость высокая. У нас приезжают иностранные преподаватели. В КазНУ им. Аль-Фараби цены подняли ровно на коэффициент инфляции. Говоря об академической свободе представитель ВУЗа считает, что частные университеты наоборот начнут демпинговать. Хакимжан Малаев, проректор КазНУ им. Аль-Фараби: Чем меньше ограничений и чем больше механизмов рынка, тем лучше. Кто-то сейчас пойдет на демпинг. Пойдет на демпинг сегодня, сможет ли он потом конкурировать? Потому что если он сегодня получит меньше денег, откуда он возьмет деньги на оборудование, на классы, на ремонты, на повышение тех же заработных плат? Нет мы не собираемся, мы позиционируем себя как ВУЗ номер 1. Не собираются идти на демпинг и частные ВУЗы. Например, Инновационный Евразийский университет в Павлодаре, где доходы получают не только от числа студентов. Евгений Никитин, проректор Инновационного Евразийского университета: У нас очень большое количество международных грантов, в том числе на академическую мобильность, развитие лабораторной базы и очень много позиций. То есть мы в принципе бюджет университета пополняем не только за счёт средств, поступающих за обучение: грант это, не грант, в кассу студент платит, но и из внешних источников. Некоторые эксперты отмену «заочной» формы обучения поддерживают. Историю одного тестирования рассказал Председатель родительского комитета Туркестанской области Ануарбек Байсе Ануарбек Бейсе, председатель родительского комитета Туркестанской области: Недавно вместе с сотрудниками департамента по контролю в сфере образования мы побывали в одной и школ Сайрамского района. Там провели тестирование по математике. Все учащиеся провалили экзамен. Когда мы начали выяснять причину, то оказалось, что дело в учителях. Причина была в их образовании. Из 36 педагогов, 28 обучались в ВУЗе заочно. Адиль Онербаев, корреспондент: Возможно в будущем альтернатив заочному обучению будет несколько. Если учитывать, как стремительно сегодня развиваются технологии, и степень их влияния на процесс образования. В плане стоимости университеты еще не решили, как распорядится предоставленной самостоятельностью. Эксперты полагают, что настоящую конкуренцию за абитуриентов мы увидим в следующем академическом году.