Социальную поддержку выпускников обсудили в КазНМУ
В Казахском национальном медицинском университете имени Санжара Асфендиярова прошло заседание учебно-методического объединения Республиканского учебно методического совета.
На встрече участники обсудили меры по поднятию статуса врача-резидента, переход на интегрированную программу обучения, вопросы социальной поддержки выпускников и изменения в образовательных программах. Как сообщается, с 2019 по 2020 годы планируется введение нового государственного образовательного стандарта для резидентуры.
Также обсуждался вопрос перехода на шестилетнее обучение. Как отмечается, это связано с ситуацией с оплатой труда врачей, которые после резидентуры получают низкие зарплаты. На время переходного периода предлагается принять меры, чтобы текущие студенты могли завершить образовательные программы.
Также предлагается, чтобы университеты предоставляли госорганам открытую информацию о своих образовательных программах на интернет-ресурсе, чтобы госорганы могли, ознакомившись, выбирать для себя образовательные программы. Это позволит повысить качество услуг и определить, какие программы наиболее востребованы на рынке.
Отдельно обсудили вопрос социальной поддержки выпускников, которые после завершения обучения направляются в регионы. Подчеркивается, что местные власти не всегда в полной мере предоставляют врачам обещанный социальный пакет. Для решения этого вопроса также предлагается вынести все данные о выпускниках от университетов и о вакансиях и социальных пакетах на интернет-порталы, чтобы обеспечить прозрачность и контроль со стороны центральных госорганов.
«По вопросу о зарплате и подъемном пособии влияние вузов здесь минимальное. Мы не можем повлиять на акимов. Но мы можем содействовать в предоставлении информации», — сказал ректор КазНМУ Талгат Нургожин.
Обсуждались меры по обеспечению отработки выпускниками. На совещании было озвучено предложение оформлять диплом после закрепления специалиста на рабочем. В свою очередь, Нургожин высказался против.
«Нормативно невозможно это закрепить. Нарушаются законные права гражданина. Абсолютно это невозможно. Я не видел ни одну международную практику, чтобы диплом выдавали после завершения (отработки — Прим. Автора). Я думаю, откуда исходят такого рода законы? Теперь понимаю, что мы сами в здравоохранении таким образом делаем, поэтому все и нарушаем. Мне кажется, таким образом удерживать нельзя. Просто, закрепить надо в акиматах теми же индикаторами, которыми оцениваются акимы районов, села. Или повлиять вообще по-другому. Но не выдавать диплом это антиконституционно. Вузы, также, никаким образом не могут отвечать за удержание», — сказал ректор.
В свою очередь, первый проректор КазНМУ Дайнюс Павалкис предложил перед тем, как выдать грант студенту, ставить перед ним условия по отработке, на которые он должен согласится.
«Не после окончания университета, а до начала обучения», — подчеркнул Павалкис.
Ректор КазНМУ поддержал эту идею.
«Этот пункт надо усилить. И тогда мы, действительно, можем нажать на финансовые места именно в гранте. Или они будут должны возвратить если не пойдут. Если не возвращают то должны будут отработать три или пять лет в госорганах куда государство будет распределять. Это лучший вариант чем нарушать права студента», — сказал он.
Отдельно обсуждался вопрос переподготовки врачей. Как отмечается, в сельской местности врачи вынуждены приобретать смежные специальности, по причине отсутствия финансирования в регионе. В свою очередь, по поводу дефицита кадров Нургожин подчеркнул, что переподготовка специалистов не может решить вопроса дефицита кадров, поскольку это связано с низкими зарплатами на местах.
«Переподготовка никоим образом не решит проблему дефицита кадров. Дефицит кадров — совсем по другим вопросам. Это социально-экономический пакет, который не получают врачи, низкая зарплата. Сельские врачи из-за малого количества прикрепленного населения получают очень маленькую базовую зарплату. Никоим образом переподготовка не может решить этот вопрос», — сказал он.
«В целом концепцию образования и стратегию развития человеческих ресурсов здравоохранения на 2020-2025 год мы одобряем. Единственный момент, когда вы будете в нормативах и законодательных актах прописывать, вы нам высылайте пожалуйста, чтобы все вузы и факультеты медицинские в вузах видели, может дополнения будут», — сказал он.
Сейчас КазНМУ проходит реорганизацию. ВУЗ трансформируется в некоммерческое акционерное общество, тем самым получит большие экономические свободы и сможет самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами и активами. Также было принято решение о создании ИАСЗ на базе КазНМУ и ведущих НИИ и НЦ было принято Правительством Республики Казахстан в апреле этого года. В состав вновь создаваемого Некоммерческого акционерного общества «Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова» вошел сам университет, а также Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии, Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии, Научный центр педиатрии и детской хирургии, Научно-исследовательский институт кардиологии и внутренних болезней, Национальный научный центр хирургии имени А.Н.Сызганова.
В рамках реорганизации созданы рабочие группы, совершенствуются системы управления, планируются изменения в оплате труда. Принимаются меры по расширению академической свободы университета, созданию собственных образовательных программ.
КазНМУ является старейшим вузом Казахстана. Университет основан 88 лет назад. С момента основания вуз выпустил более 75 тысяч квалифицированных врачей, сделавших значительный вклад в отечественное и мировое здравоохранение. Среди выпускников и преподавателей КазНМУ 8 наркомов и министров здравоохранения РК,3 ректора медицинских вузов Казахстана, 19 руководителей научных центров и институтов, 6 руководителей региональных учреждений здравоохранения, 6 чемпионов мира. Среди его выпускников были герои Великой отечественной войны Маншук Маметова и Владимир Иванилов.
Пресс-служба КазНМУ