Состоялась отчетная встреча ректора КазНМУ Талгата Нургожина с населением
Сегодня прошла отчетная встреча ректора КазНМУ, профессора, доктора медицинских наук Талгата Нургожина с общественностью Алматы. Ректор подвел итоги работы за 2018-2019 учебный год, дал подробный анализ учебно-образовательной, научно-инновационной, финансово-хозяйственной и социально-воспитательной деятельности вуза, озвучит достижения, определит стратегические задачи и направления развития университета.
В мероприятии приняли участие ректора вузов, студенты, профессорско-преподавательский состав, сотрудники КазНМУ, ветераны, представители Ассоциации выпускников Университета с регионов, члены Родительского комитета университета, сотрудники городского и Алмалинского акиматов, представители партии Нур Отан, главные врачи городских больниц и университетских клиник, медицинская общественность города.
Кардинальные изменения, происходящие в последние десятилетия в сфере здравоохранения, ставят перед медицинскими вузами страны новые задачи и требования. Будущие врачи должны будут отойти от советских подходов к лечению пациентов и быть готовыми работать в системе страхования, которая предусматривает совсем другое отношение и конкуренцию за пациентов. Как отметил Талгат Нургожин, старейшей кузнице медицинских кадров уже удалось достичь определенных успехов в совершенствовании системы подготовки врачей.
Текущий год для КазНМУ стал богатым на события. Подводя итоги, можно сказать, что он стал периодом развития, временем реализации многих начинаний, задуманныхв прошлые годы. Возросло количество партнёров университета, которые готовы делиться своим опытом, помогать нам совершенствоваться и вместе с нами добиваться новых свершений в области медицинского образования.
Интеграция образования, науки и практики
Выпускать врачей, не имеющих практического опыта, негуманно и неэтично по отношению к будущим больным. О необходимости расширять практическую часть получения знаний студентов-медиков говорили давно. Качество образования, качество обучения и подготовки врачей являются ключевой задачей. Основной целью новой модели образования станет создание за первые шесть лет обучения своего рода «универсального доктора», имеющего практические навыки в педиатрии, основах хирургии, акушерства и других фундаментальных медицинских дисциплинах. Для этого нужно в первую очередь сделать упор на практическом закреплении приобретаемых знаний. Впоследствии, опираясь на приобретенный опыт, врач сделает выбор узкой специализации.
КазНМУ – научный кластер
В этом году проблема нашла своё решение. В 2018 году в структуру университета было передано сразу пять ведущих научно-исследовательских институтов, находящихся в Алматы. То есть кадровый состав КазНМУ пополнился врачами высочайшей квалификации, которые будут передавать нашим студентам знания в клинических условиях, где будущие врачи на практике получают знания непосредственно от лидирующих врачей во всех сферах. Такая система подготовки кадров, признанная, кстати, во всех ведущих медуниверситетах мира, позволит нашему вузу ещё выше поднять планку по подготовке высокопрофессиональных специалистов. Таким образом трансформированный вуз стал мощным научным кластером, в котором будущие врачи смогут получить широчайший спектр знаний.
Академическая автономность
КазНМУ первым начал трансформацию в некоммерческое акционерное общество. Это означает, что отныне именно преподавателям и учёным предстоит определять, какие знания нужны практикующим врачам, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности населения.
Лидерство в медицинском образовании
Продолжает университет сохранять лидерство в медицинском образовании Казахстана: 1-е место в рейтинге по всем специальностям бакалавриата в здравоохранении и фармации; 1-е место в Национальном рейтинге медицинских университетов; 1-е место в Национальном рейтинге образовательных программ здравоохранения по пяти образовательным программам додипломного уровня подготовки; 1-е место в Независимом рейтинге вузов РК. По результатам национального рейтинга образовательных программ -2019 НААР, программы КазНМУ заняли 1-е и 2-е места.
В Национальном рейтинге востребованности вузов РК – 2019 НААР, КазНМУ в 20-ке топовых вузов РК, занимая 6 место.
КазНМУ получил следующие номинации: Лидер по репутационной оценке экспертов; Лидер по репутационной оценке работодателей; Лидер по интернационализации.
КазНМУ – исследовательский вуз
На сегодняшний день в Казахстане КазНМУ — единственный медицинский университет со статусом национального исследовательского, а значит, не только образовательное, но и научное учреждение мирового уровня. КазНМУ им.СД.Асфендиярова концентрируется на повышении качества и стимулировании научной работы профессорско-преподавательского состава, докторантов, магистрантов, резидентов и студентов. Во-первых, с этого года внедряется система аттестации профессорско-преподавательского состава, где в качестве основных критериев используются результаты научной работы, в частности публикация научных статей в рецензируемых журналах, индексируемых в Web of Science. Во-вторых, на всех уровнях обучения, предусмотрено участие обучающихся в научных проектах, а результаты научной работы учитываются при поступлении в резидентуру и докторантуру. В-третьих, реализуются совместные научные проекты вместе со стратегическими партнерами. Так, совместно с Университетом Олбани (SUNY at Albany), США в рамках программы Фогарти осуществляется программа «КазНМУ-SUNY по повышению исследовательского потенциала в сфере ВИЧ-инфекции», в рамках которой молодые преподаватели КазНМУ проходят обучение в США с последующим проведением исследований в Казахстане. В-четвертых, развивается исследовательская инфраструктура, в частности лаборатории. Клинико-диагностическая лаборатория в 2016 году аккредитована на соответствие международного стандарта ИСО 15189-2015. Центр коллективного пользования аккредитован по стандарту 17025-2010 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Кроме того, Университет выделяет собственные средства на проведение исследований посредством предоставления молодым ученым университетских грантов. В результате по итогам 2018 года КазНМУ занял первое место в рейтинге медицинских вузов по научной деятельности. Университет нацелен на повышение качества и значимости докторантуры, выпускники которой составят в будущем ядро профессорско-преподавательского состава. Помимо подготовки докторантов по государственному образовательному заказу, Университет выделяет собственные средства на внутривузовские гранты, число которых ежегодно растет. С этого года университет, обладающий национальным статусом, может самостоятельно присваивать степень доктора PhD на основе решений Диссертационных советов по специальностям Медицина, Общественное здравоохранение, Фармация и Технологии фармацевтического производства.
Международное сотрудничество
В числе требований, которые эпоха глобализации предъявляет казахстанским вузам – необходимость их максимальной интеграции в международное образовательное и научно-инновационное пространство. КазНМУ вовлечен в плодотворный процесс обмена идеями, технологиями, научными кадрами и образовательными услугами. В настоящее время партнерами университета являются 102 вуза, медицинские и научные организаций 36 стран мира. За 2018-2019 уч. год заключено 24 договора о сотрудничестве и меморандума о взаимопонимании с зарубежными образовательными, научными и клиническими организациями.. В текущем году КазНМУ посетили 34 визитинг-профессора из России, Литвы, Польшы, Малайзии, Кореи, Японии, Ирана, Ирландии, США. Около 100 обучающихся ежегодно выезжает в рамках академической мобильности по республике, а также в старны ближнего и дальнего зарубежья. Минувшим летом несколько студентов из Турции и Франции прошли клиническую практику на кафедрах в Городской клинической больнице №7 и в отделениях Центральной клинической больницы Управления делами Президента РК. Регулярно проводятся мастер-классы и уникальные показательные операции с участием лучших специалистов мира, что позволило не только значительно повысить уровень квалификации наших клиницистов и хирургов, но и помочь гражданам, нуждающимся в проведении сложнейших операций за рубежом.
Стратегическое партнерство между КазНМУ и Литовским университетом наук здоровья
Подписан контракт между Международным банком Реконструкции и Развития, Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Литовским университетом наук здоровья о «Стратегическом партнерстве по развитию академической системы здравоохранения и науки». В Казахском национальном медицинском университете имени Санжара Асфендиярова внедряется стратегия «обучение в течение всей жизни». Образовательная программа разработана совместно со стратегическим партнером КазНМУ — Литовским университетом наук здоровья, что дает возможность обеспечить международные стандарты в подготовке врачей, с последующим признанием казахстанских дипломов. В рамках программы обучения увеличено количество часов практических занятий по клиническим дисциплинам, внедрен практико-ориентированный подход в подготовке выпускника и налажено более широкое сотрудничество с учреждениями здравоохранения не только в качестве клинических баз, но и как с непосредственными участниками образовательного процесса. Разработаны новые интегрированные программы на основе программ Литовского университета наук здоровья
«Общая медицина» – 6 лет
«Педиатрия» – 6 лет
«Фармация» – 5 года
«Стоматология» – 6 лет
Переход на шестилетнее обучение
С начала нового 2019-2020 учебного года внедряется новый стандарт подготовки специалистов по образовательной программе «Медицина». Этот стандарт предусматривает шесть лет непрерывного интегрированного медицинского образования.
В этой программе интернатура и магистратура введены в единую 6-летнюю программу базового обучения (вместо действующей программы «5 (бакалавриат)+2 (интернатура)»). По окончании 6-ти лет выпускнику будет выдаваться диплом о высшем образовании MD/+MSc, что означает присуждение степени магистра и присвоение квалификации врача.
Следующим обязательным этапом после шестилетнего обучения станет резидентура, в рамках которой будущий врач сможет выбрать специализацию. Специальности в резидентуре формируются в зависимости от потребностей в системе национального здравоохранения. Обязательная резидентура позволит осуществить подготовку медицинских кадров к лицензированию, улучшить качество подготовки врачей и повысить эффективность трудоустройства выпускников.
Борьба за качество образования
КазНМУ стал одним из учредителей Лиги академической требовательности. Этот шаг повышает ответственность университета за качество образования. Цель Лиги академической требовательности — повышение качества образования путём реализации и продвижения принципов академической честности.
Образовательные программы магистратуры и докторантуры
В КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова расширяет спектр образовательных программ в магистратуре и докторантуре. Были разработаны и включены в реестр образовательных программ послевузовского образования следующие программы магистратуры: Биомедицина, Менеджмент в здравоохранении, Электронное здравоохранение, Глобальное здоровье, Эпидемиология, Психология в здравоохранении, Косметология в фармации, докторантуры – Сестринская наука. Образовательная программа магистратуры «Электронное здравоохранение» разработана совместно с Казахстанско-Британским техническим университетом (КБТУ), «Косметология в фармации» — совместно с Санкт-Петербургским государственным химико-фармацевтическим университетом. Кроме того, Университет реализует совместно с КБТУ программу магистратуры «Биоинформатика».
Успешно реализуется Совместная образовательную программа по Технологии фармацевтического производства, идет процесс перехода к двудипломному образованию между КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова и Санкт-Петербурским химико-фармацевтическим университетом. В этом году (5) пять лучших выпускников направлены в магистратуру по востребованному направлению БИОТЕХНОЛОГИЯ в рамках фармацевтической технологии, по окончании эти выпускники вернуться в наш университет для развития данного направления в Казахстане.
Стартовала новая образовательная программа по Фармацевтической косметологии между нашим университетом и University of Information technology and management in Rzeszow, Poland.
3+1. Студенты КазНМУ смогут получить диплом американского вуза
В Казахском национальном медицинском университете имени Санжара Асфендиярова начался набор абитуриентов на 2019-2020 учебный год по программе двудипломного обучения.
Студенты получат степень бакалавра по специальности «Общественное здравоохранение». Выпускники смогут эффективно работать по предотвращению болезней на уровне сообществ и другим направлениям, в том числе, на международном уровне. Двудипломная программа обучения реализуется по модели 3+1:
1-3 курсы студенты обучаются в КазНМУ;
4 курс обучения студенты обучаются в UA SUNY (США).
Студенты, успешно закончившие обучение по программе двудипломного образования, получают казахстанский и американский дипломы2 университетов (КазНМУ и UA SUNY).
Новое общежитие
Это стало большим и очень радостным событием для университета. Восьмое общежитие КазНМУ находится в центре города. Оно состоит из двух девятиэтажных зданий, предусмотрено размещение столовой на 75 посадочных мест, прачечной, читального зала на 30 мест, книгохранилища, интернет-классов, комнаты отдыха, медицинского пункта и административных помещений. Для комфортного проживания студентам предоставят двух- и трёхместные комнаты с доступом к кухне и душевой. Это один из первых студенческих домов, запущенных в рамках третьей социальной инициативы.
На сегодня КазНМУ единственный в стране, отстроивший общежитие на собственные средства. Мы по праву гордимся этим событием, ведь мы сумели практически решить нехватку жилья среди наши студентов.
Курс на омоложение кадрового состава
Основу любой организации составляет кадровый потенциал. От квалификации персонала, его эффективного использования, расстановки зависит результат деятельности организации, её преимущество в социальной и экономической сферах, а также место на рынке труда. Тем не менее в работе с кадрами имеется ряд нерешенных проблем. Одна из них – сменяемость кадров. В настоящее время в университете идет омоложение кадрового состава ППС. До сегодняшнего дня актуальной проблемой являлось заполнение должностей специалистами пенсионного возраста. Количество лиц пенсионного, а зачастую и преклонного возраста, в КазНМУ достигало нескольких сотен. К большому сожалению, не все педагоги, сейчас работающие в вузе, готовы соответствовать реалиям меняющегося мира, связанным с цифровизацией практически всех видов деятельности и повышением стандартов образовательного процесса. При этом уровень молодежной безработицы в стране по-прежнему остается очень высоким. В этой связи, в рамках оптимизации новой структуры и повышения качества учебного процесса было принято решение о сокращении количества преподавателей, достигших пенсионного возраста. Тем не менее, в целях сохранения потенциала опытных преподавателей, сохранения традиций преемственности передачи знаний и педагогических школ, в КазНМУ приступили к переводу 30 процентов штатной структуры на почасовую оплату труда. То есть работающим пенсионерам было предложена система почасовой нагрузки, что как раз в полной мере соответствует физическим возможностям организма в пенсионном возрасте.
Учитывая стремительное развитие медицинских технологий, объем новых задач, поставленных руководством страны, КазНМУ взят курс на разумную замену, постепенный подбор тех, кто принесет прогрессивные идеи, сделает работу экономически выгоднее, потому что владеет новыми технологиями, и как следствие – обеспечит качественный результат. В условиях обострения борьбы за ресурсы КазНМУ как флагман медицинского образования в стране, от которого ждут новых достижений и высот, не может позволить себе отставать.
КазНМУ делает ставку на молодых исследователей и преподавателей в создании новых методик и технологий, росте результативности научно-исследовательских работ, на повышение педагогического мастерства преподавателей университета.