Ректор КазНМУ Талгат Нургожин: Лечить казахстанцев будут только лучшие врачи
Наверное, нет ни одного человека в мире, кто ни разу не сталкивался с работой медиков. К труду специалистов в белых халатах относятся по-разному: кто-то критикует, кто-то считает героическим, об этом мы поговорили с ректором ведущего медицинского университета страны – КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова Талгатом Нургожиным.
В Казахстане тенденция схожа. Во время пандемии коронавируса ценность медиков в обществе и их авторитет бесспорно возросли, но при этом остались и те, кто считает, что профессионализм казахстанских врачей оставляет желать лучшего. Как меняются подходы в образовании будущих медиков, кто и как будет нас лечить через 5-10 лет?
— Талгат Сейтжанович, расскажите, пожалуйста, какие новые подходы, новые методы в обучении будущих медиков применяются в вашем университете?
— Добрый день, спасибо за вопрос. Профессия врача – это не та сфера, где допустимы безразличие и черствость, ведь на кону – бесценная неповторимая человеческая жизнь. Эти слова я всегда говорю молодым людям, которые стремятся связать свое будущее с медициной. Но реальность профессии очень далека от романтизма. Как говорил Антон Павлович Чехов: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это». Учиться в медицинском вузе нелегко. Врач просто обязан быть готовым к самопожертвованию ради чьей-то жизни и здоровья. Если не готов к такому, лучше займись другим делом. Иди изучать финансы, право, филологию, историю и т.д.
КазНМУ сегодня по праву считается ведущей кузницей медицинских кадров Казахстана. Вуз взял курс на триединство образования, науки и медицины. Другими словами, КазНМУ – это не просто университет, а научный кластер, объединяющий образовательную, научную и медицинскую деятельности. Для комфорта студентов создаются все условия: строятся современные общежития, постоянно обновляются учебные классы, лаборатории и учебные корпусы.
В научной сфере представители университета занимают первые строчки в рейтингах научных разработок, участвуют в масштабных государственных исследовательских программах. В медицинской деятельности собственные университетские клиники становятся флагманами оказания современной медицинской помощи: проводятся сложнейшие операции, приглашаются ведущие медицинские зарубежные эксперты для проведения мастер-классов, повышающих профессиональный уровень казахстанских врачей.
КазНМУ непрерывно развивается по принципам академической системы здравоохранения и науки, в котором объединяют усилия профессионалы для генерирования, передачи и использования знаний о здоровье и во имя здоровья людей. В КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова работают известные ученые-педагоги Казахстана, академики Национальной академии наук РК, Российской академии медицинских наук, Академии профилактической медицины РК, Международных академий, заслуженные деятели науки и образования, заслуженные врачи и фармацевты.
Студентоцентрированный подход реализуются через использование современных и эффективных методов обучения, направленных на активное вовлечение обучающихся в учебный процесс и повышение его самостоятельности и ответственности за результаты обучения.
К числу таких методов относятся такие, как дебрифинг, деловая игра, кейсовая (Case stady) технология, обследование пациента (PS – Patient Survey), Проектные (Project) и симуляционные технологии (ST — Simulation technologies) консультирование, курация и диспансерное ведение пациента; обсуждение клинического случая (CBL, CbD), учебная конференция, участие в клинических обходах/в клинических конференциях, стандартизированный пациент (SP — standart patient), перевернутый класс ( flipped classroom), которые позволяют включить личность студента в активную позицию для раскрытия и реализации его потенциала, создать творческую учебно-воспитательную среду, а также способствуют оперативному влиянию на формирование профессиональных качеств будущего специалиста.
Постоянно расширяется сеть клинических кафедр КазНМУ, которые расположены в крупнейших государственных и частных клиниках, потому что практика будущих медиков – обязательный этап обучения. Мы ввели 6-летнее образование по бакалавриату, но у нас студент, начиная со второго курса, приступает к практике.
КазНМУ – это лучший медицинский вуз в стране, и на нас ориентируются все остальные профильные университеты. При этом не надо забывать, что изменения в учебе будущих медиков – это не только вопрос образования, но и здравоохранения. То есть реформы в здравоохранении не могут не коснуться нашей работы. Сейчас в стране вводятся более жесткие требования для медиков, Казахстан перешел на медицинское страхование. Теперь денежные средства получают только те организации, где пациенты хотят лечиться. Поэтому наша задача – повышать уровень образованности, профессионализма и знаний наших студентов. Условия обучения в нашем вузе более чем строгие.
Поступить в КазНМУ непросто, на некоторые специальности принимаются абитуриенты только с высшим баллом ЕНТ. Вы знаете, что к сфере здравоохранения со стороны государства и граждан приковано особое внимание. Требования к врачам усиливаются постоянно, потому что им доверяют самое важное – жизнь и здоровье человека. Мы, как ведущий медицинский вуз, также усиливаем требования. Приведу несколько примеров академической честности. В 2018-19 учебном году были отчислены или оставлены на повторный год 303 студента, в этом году этот показатель почти в 6 раз ниже – 54 студента. Это говорит о том, что мы набираем лучших из лучших, они доказывают свои знания и борются за место обучения. Идет настоящая борьба за место.
Главная задача университета – выпуск специалистов мирового класса. Наравне с усилением требований мы улучшаем образовательную систему. За последние три года КазНМУ достиг своих лучших показателей за всю историю университета. В нынешнем году значительно увеличилось количество резидентов — их стало 1412. Это говорит о том, что в вузе пользуются популярностью новые образовательные программы. Соотношение студентов, обучающихся по грантам и на платном отделении, тоже претерпело изменения. Сегодня 78% студентов – обладатели грантов, когда в 2017 году этот показатель был на уровне 58%.
Растет и популярность КазНМУ среди иностранных студентов — их стало 1784 из 22 стран. Количество образовательных программ с 2018 года увеличилось более чем в 2 раза: 89 против 43. Активно продвигается международное партнерство с иностранными вузами. Уровень независимой аттестации интернов и резидентов достиг 100% показателя.
— А каких успехов вашему вузу удалось достичь за последние годы?
— Наверное, несправедливо будет самим оценивать себя! Мы говорим, что КазНМУ – ведущий медицинский вуз в Казахстане не потому что сами так считаем, а это подтверждено независимыми международными и казахстанскими рейтингами. В этом году КазНМУ им. Асфендиярова вошел в топ-650 лучших университетов мира.
Впервые в своей истории вошел в состав элитного рейтинга мировых университетов QS World University Ranking. Этот рейтинг является самым просматриваемым рейтингом университетов. И нам очень отрадно, что в таком популярном рейтинге упоминается наш вуз. Помимо этого, КазНМУ вошел в топ-150 рейтинга вузов QS EECA 2021. Это QS по странам развивающейся Европы и Центральной Азии. Наш университет занял 135 место. Ну и, конечно, в национальных рейтингах КазНМУ занимает первые позиции. По результатам научно- исследовательской деятельности в рейтинге республиканского центра развития здравоохранения. В национальном рейтинге востребованности вузов РК-2021 (НААР) КазНМУ занял 5-место из 85 вузов, а среди медицинских вузов — 1 место. КазНМУ занял 1 место по образовательным программам бакалавриата:
«Общая медицина»
«Стоматология»
«Общественное здравоохранение»
«Фармация»
«Технология фармацевтического производства»
магистратуры:
«Медико – профилактическое дело»
«Сестринское дело»
«Технология фармацевтического производства»
«Общественное здравоохранение» докторантуры:
«Медицина»
«Фармация»
«Общественное здравоохранение»
«Технология фармацевтического производства».
КазНМУ признан лучшим в номинации «IAAR EUR Quality Star Award».
КазНМУ им. Асфендиярова – обладатель независимой награды «Лидер наук Web of Science Awards».
КазНМУ им. Асфендиярова получил награду «Scopus Award» как лидер публикационной активности за 3 года.
Научно-практический журнал «Вестник КазНМУ» вошел в ведущую базу научных данных Russian Science Citation Index. «Вестник КазНМУ» занял первое место в базе данных РИНЦ cреди казахстанских изданий в рубрике «медицина и здравоохранение» и второе среди почти сотни казахстанских журналов всех направлений.
Сайт КазНМУ входит в топ-5 казахстанских вузов глобального рейтинга Wеbometrics и в 11% лучших университетских сайтов мира.
— С недавнего времени у студентов появилась возможность получить сразу 2 диплома по 2 образовательным программам. Расскажите подробнее об этом новшестве. Как это возможно?
— Сейчас мы усиленно ведем работу над повышением уровня комфорта для студентов. У нас самая широкая сеть общежитий, очень дешевых, кстати говоря, если сравнивать с ценами на рынке аренды жилья в Алматы. Конечно, мы расширяем и количество стратегических партнеров университета. В мире глобализации всех сфер деятельности образование не исключение, границы государств не имеют особой роли, потому что в КазНМУ обучение ведут в основном на английском языке, чтобы наш выпускник мог без проблем работать в любой точке мира.
Именно поэтому КазНМУ привлекает и самое большое в Казахстане количество иностранных студентов. Благодаря сотрудничеству КазНМУ с ведущими казахстанскими и иностранными вузами у наших студентов появилась возможность получить сразу два диплома. Имеется огромный выбор международных программ обучения и многое другое. КазНМУ запустил совместную образовательную программу вместе с Центром по контролю и профилактике заболеваний Соединенных Штатов Америки (CDC). Студентов будут обучать по специальности «Прикладная эпидемиология».
Курс продлится 2 года. В 2019 году была открыта совместная программа «Физическая медицина и реабилитация» с национальным университетом Kyungpook из Южной Кореи, программа «Эпидемиология» с Suny Albany (США), «Косметология фармацевтическая» с University of information technology and management (Польша) и «Электронное здравоохранение с КБТУ.
Помимо этого, была проведена работа по академической мобильности со стратегическим партнером КазНМУ — Литовским университетом наук о здоровье. Несколько лет казахстанские студенты учатся здесь в КазНМУ, потом подают заявки на участие в конкурсах по программам с другими университетами, затем несколько лет учатся за рубежом, по итогу обучения получают 2 диплома.
Недавно мы встречали выпускников, которые обучили по совместной с Санкт-Петербургским химико-фармацевтическим университетом программе «Промышленная биотехнология» и «Биоинженерия и биомедицина». Магистранты продолжат работать на благо университета на родине. Это уникальные условия в Казахстане.
— В вашем университете делается упор не только на теоретические знания, но и на практические, насколько я знаю. Вы недавно обновили симуляционный центр и анатомический зал для обучения будущих врачей. Расскажите подробнее об этом.
— За последние три года коренным образом изменились модель обучения и условия, которые мы создаем для своих студентов. Процесс обучения становится максимально приближенным к реальной работе врача, то есть, практикоориентированным. Говоря о практикоориентированном обучении, хочу отметить, что в нашем университете создан один из лучших симуляционных аккредитационных центров.
Сегодня это гордость КазНМУ. Здесь наши обучающиеся могут отрабатывать свои практические навыки на современных муляжах и роботах-пациентах. Это все делается для того, чтобы к пациенту наши студенты и выпускники приходили уже максимально подготовленными. Ведь в чем плюсы медицинских симуляторов? Здесь можно ошибиться и работать над улучшением результатов, чтобы потом не допускать эти ошибки в работе с пациентами. Главная цель вуза сегодня − выпустить специалиста, способного быстро и правильно ориентироваться в любой ситуации, в которой речь заходит об оказании медицинской помощи. Кстати, хочу рассказать о независимой оценке качества подготовки выпускников – процедуре первичной аккредитации. Наши выпускники проходят эту процедуру как допуск к практической деятельности. Она состоит из трех этапов – тестирования, объединенного структурированного клинического анализа (который проходит в симулированных условиях) и собеседования.
Причем оценивают подготовку выпускников не сотрудники университета, а приглашенные эксперты, среди которых представители работодателей, профессиональных медицинских обществ. Площадь Симуляционного центра увеличили до 2564 квадратных метра. В нем 55 комнат, среди них 46 учебных, среди которых есть блок педиатрии, блок хирургии, блок акушерства и гинекологии, терапевтический блок, блок скорой и неотложной помощи и кабинеты общего пользования, а также кабинеты дебрифинга. Общее количество оборудования составило 550 единиц, среди них — 50 единиц интерактивного и высокотехнологичного медицинского обучающего оборудования. Ежедневно центром пользуются до 400 студентов различных специальностей. На базе центра проходят обучение студенты с 1 по пятый курсы, интерны, а также резиденты, проводится подготовка к ИГА пятого и седьмого курса общей медицины. Центр включает в себя: компьютерный класс с информационной панелью, учебные аудитории с мультимедийным проектором для проведения интерактивных лекций и демонстрационно-тренажерные классы. Доступные студентам КазНМУ тренажеры позволяют отрабатывать даже самые сложные случаи – например, роды у беременной, страдающей диабетом. На другом манекене можно отрабатывать процедуру вакуум-отсоса из трахеи при попадании в нее содержимого желудка, что иногда случается у больных, находящихся под общим наркозом. С помощью остальных манекенов учатся устанавливать капельницы для внутривенного введения лекарств, а также отрабатывают навыки «запуска» остановившегося сердца с помощью дефибриллятора. Все действия студентов фиксируются видеокамерой, и сразу же после окончания занятия проводится «ДЕБРИФИНГ»: студенты вместе с преподавателем анализируют ошибки.
При производстве таких манекенов применяются десятки разновидностей синтетических материалов, что обеспечивает им максимальное сходство с тканями человеческого тела. Для того, чтобы студенты могли успешно отрабатывать навыки оказания медицинской помощи, каждый из манекенов находится в отдельной аудитории. Недавно мы открыли Cимуляционный центр в Школе стоматологии. Там будущие дантисты с помощью виртуальной реальности проводят различные манипуляции на роботах. Помимо этого отдельно мы запустили совместно с партнерами университета симуляционный центр для акушеров-гинекологов, для репродуктологов. Эти специализации сегодня очень востребованы. Там мы будем обучать специалистов не только для Казахстана, но и ряда соседних республик. Отдельно хочется отметить открытие нового анатомического зала. Кафедра патанатомии, вы знаете, что у большинства людей ассоциируется с неприятным запахом трупного материала, что естественно создает определенные неудобства для студентов. Но без изучения анатомии нельзя стать медиком. Помимо этого всегда было трудно получить трупный материал для обучения, это связано с этическими моментами.
Но мы в КазНМУ нашли выход! Мы закупили новейшие имитаторы трупов человека. Это 2 манекена, которые идентичны человеческому телу, вплоть до сухожилий, кожи, артерий. Но без неприятного запаха. Анатомический зал мы оборудовали учебными интерактивными экранами, манекенами органов и многим другим, система вентиляции позволяет работать и на настоящих трупах. Так что в будущем мы надеемся, что получим настоящие трупные материалы для обучения.
— Какие планы вы ставите на будущее?
— Позади 91 год триумфальной истории со своими героями, среди которых тысячи выдающихся ученых, профессоров, академиков. Наше время запомнится как эпоха обновления ведущего медицинского университета, повышения его авторитета на международном уровне, партнерства с иностранными вузами, объединения с ведущими республиканскими НИИ, успешная научная, образовательная и клиническая деятельности. В ближайшее время мы планируем создать новейшее современное симуляционное отделение морга, построить новое административное здание, а также еще одно общежитие, обновить лаборатории. Также будет построен детский лагерь «Айболит» на 200 койко-мест для детей работников университета.
Помимо этого, вуз будет развивать медицинские колледжи в Таразе и Уральске, а также городские медицинские организации Алматы и Тараза, которые были переданы КазНМУ в доверительное управление. В планах также создание новых образовательных программ и медицинских специальностей, необходимость которых диктует время и нынешнее положение в здравоохранении. Надеемся, с помощью наших сотрудников и студентов мы все их реализуем.
КазНМУ как локомотив развития медицины и ведущая кузница медицинских кадров будет всегда ориентироваться на работу во благо своих студентов, ведь они – будущие спасители, те люди, на которых с надеждой будут смотреть граждане. Я верю, что выпускники КазНМУ будут как и раньше держать высокую планку высочайшего профессионализма, преданности профессии и безвозмездной помощи людям! Хочу еще раз напомнить будущим врачам о том, с чего начали: медицина это не работа от звонка до звонка. Медицина – это призвание, это жизнь, это милосердие, это ежедневный подвиг.
Читайте больше: https://www.nur.kz/society/1946731-rektor-kaznmu-talgat-nurgozhin-lechit-kazahstantsev-budut-tolko-luchshie-vrachi/