Круглый стол «Вопросы перехода системы здравоохранения на государственный язык»
В рамках плана мероприятий на 2022-2023 годы по реализации государственной программы реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы в системе здравоохранения в Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова состоялся круглый стол на тему «Вопросы перехода системы здравоохранения на государственный язык». Организаторами данного мероприятия являются факультет последипломного образования, центр карьеры выпускников, члены Совета резидентов. Также в качестве основного докладчика круглого стола выступили руководитель управления здравоохранения Атырауской области Байдуалиев Асхан Мархабаевич, члены терминологической комиссии по медицинской сфере при МЗ РК и терминологического комитета КазНМУ. Модератор вечера, декан факультета Баймаханов А.Н. отметил важность расширения применения государственного языка в медицинской сфере и его пропаганды среди обучающихся в рамках плана мероприятий по реализации государственной программы языковой политики основанных на Законе и Постановление о языках в РК. Открыл вечер проректор по корпоративному развитию Датхаев У. М. который, говоря об актуальности перехода системы здравоохранения на государственный язык, остановился на работе, проводимой в этом направлении в нашем университете. Также он отметил, что предстоит много работы в этом направлении, и будущие специалисты в области медицины – резиденты-участники сегодняшнего вечера, должны принять участие.
«Будучи суверенной страной, в этом году исполняется тридцать лет, за это время мы добились значительных успехов в переводе медицинской отрасли на государственный язык», — начал свое выступление основной докладчик Байдуалиев А. М. добавив, что «…впереди предстоит еще много работы, вот конкретные задачи, поставленные перед нами, и один из них – язык реализация государственной программы в системе здравоохранения, но внедрение государственного языка в систему медицины – это очень сложная, кропотливая работа, и она на стадии реализации, требуется время, чтобы привести это дело в единую систему. Главное, расширить сферу применения государственного языка, и только при условии широкого использования казахского языка среди населения, мы сможем внедрить государственный язык в систему медицины. Я руководил Управлением здравоохранения, лечебными учреждениями в нескольких областях, где, как я знаю, было большое количество местного населения, владеющего государственным языком, язык легко внедрять в медицине и других областях, вести официальные документы. А в регионах, где проживает много представителей других национальностей, мало владеющих тем же государственным языком или вообще не владеющих им, этот вопрос вызывает трудности. Этот вопрос положительно решен в Атырауской области, где я работаю, так как в регионе преобладает население, владеющее государственным языком. Поэтому вопрос сегодняшнего дня – популяризация статуса и значения государственного языка» создание условий для повышения уровня знания казахского языка и интереса к изучению казахского языка среди представителей других национальностей. Каждый казахстанец, ставя перед собой цель, обращается к изучению государственного языка. Я родился и вырос в русскоязычной среде, закончил школу на русском языке, из тридцати детей в классе только пятеро были казахскими детьми, остальные двадцать пятые были детьми русской и немецкой национальностей, после поступления на службу я поставил перед собой цель изучать казахский язык, и я смог достичь этой цели и овладеть родным языком. Это не значит, что ты не изучаешь другой язык, мудрый народ не зря говорил «чем больше языков ты знаешь, тем больше культур познаешь». В конце своей речи Байдуалиев А. М. отметил, что если есть желающие приехать в Атыраускую область и работать врачом, то всегда открыты двери.
Заведующий кафедрой гистологии, к.м.н., член терминологической комиссии в области медицины при МЗ РК Ергазина М.Ж. выступившая с докладом «Проблема государственного языка в подготовке будущих врачей» раскрыла множество вопросов для участников вечера, резидентов. С того момента, как казахский язык получил статус государственного языка в учебных заведениях высшего и среднего профессионального медицинского образования страны издано множество словарей и сборников терминологии, толкование терминов были разнообразны, в связи с этим была создана терминологическая комиссия по вопросам медицины при МЗ РК, термины на казахском языке начали приобретать стройную систему, но мы до сих пор не можем сказать, что этот вопрос полностью решен. В качестве доказательства она привел несколько примеров.
Доцент кафедры языков КазНМУ, член терминологической комиссии в области медицины при МЗ РК Зайсанбаев Т.К. выступил с докладом «Пути адаптации международных медицинских терминов к казахскому языку» касались вопросов адаптации научных терминов к казахскому языку. Вопросы создания термина с соблюдением законов звучания казахского языка нашли широкую поддержку среди участников вечера.
Врач высшей категории, доцент кафедры урологии КазНМУ, к.м.н. Суранчиев А. Ж. выступил с докладом «Важность государственного языка в подготовке будущих врачей».
Резидент 2 курса факультета последипломного образования А. Ермекбай выступил с докладом на тему «Мнение обучающихся о переходе системы здравоохранения на государственный язык», который оживил участников круглого стола, так как Айбек провел опрос среди обучающихся, проанализировал результаты данного опроса и представил взгляды обучающихся. Вечер продолжился вопросами к докладчикам и анализом докладов.
Баймаханов А. Н. подвел итоги вечера следующими словами: «Уважаемые гости сегодняшнего круглого стола, обучающиеся! После обретения нашей страной Независимости казахский язык был утвержден как государственный. Вступил в силу Закон Республики Казахстан «О языках». Главное оружие, укрепляющее наше будущее и нашу независимость – это наш язык. Прошло много лет, как наш язык приобрел статус государственного, и многое сделано в отношении статуса казахского языка. Но впереди еще много дел. Цель сегодняшнего круглого стола состояла в том, чтобы побудить наших обучающихся, каждого гражданина в обществе к овладению и поддержке государственного языка».