Академик Торегельды Шарманов: другое мнение о педиатрии в Казахстане
В одном из предыдущих номеров Central Asia Monitor было опубликовано интервью с одним из патриархов отечественной медицины, академиком Камалом Ормантаевым, который, в частности, поделился своими тревогами относительно нынешнего состояния и перспектив педиатрии в Казахстане. Сегодня мы беседуем с другим авторитетным организатором этой отрасли, академиком Торегельды Шармановым, лауреатом высшей награды Всемирной организации здравоохранения — медали имени Леона Бернара. У него иной взгляд на ситуацию.
— Говоря об успехах нашей казахстанской педиатрии, мы обычно называем академика К.С.Ормантаева, — делится своими раздумьями о состоянии дел в современной медицине Торегельды Шарманович. — Детский хирург Камал Саруарович, всегда восхищавший нас блистательно проведенными операциями на детском организме, тревожится по поводу плачевного состояния педиатрии, низкой зарплаты медиков, неприемлемости Болонского процесса в условиях Казахстана, критически высказывается о повсеместном внедрении практики семейной медицины. Думаю, что Камал Саруарович погорячился, обвинив в названных проблемах министров, которые, по его словам, «защитили кандидатские диссертации и заняли высокую должность министра… ни одного больного не лечили… среди них нет ни одного клинициста». Тогда как все министры-медики прошли большую врачебную практику, заслужили уважение у общественности как специалисты-клиницисты.
Педиатрические факультеты: диагноз и анамнез
— Но вернемся к педиатрическим факультетам…
— Вступление Казахстана в Болонский процесс является государственной политикой в области высшего образования, которая определяет стратегию развития образования и здравоохранения. По стратегии Болонского процесса педиатрический факультет вместе с лечебным объединились в новый общемедицинский факультет, и никакой «ликвидации» педиатрического факультета и в помине не было. Напротив, педиатрия как предмет, наряду с терапией, акушерством-гинекологией и другими является обязательной для освоения дисциплиной. Начиная с третьего курса, как и до введения новой стратегии по Болонскому процессу, осуществляется профильное преподавание дисциплин с обязательным акцентом на особенности детского организма. До пятого курса включительно студенты изучают одинаковый набор дисциплин для всех врачебных специальностей. Разделение по специальностям (педиатрия, терапия и т.д.) происходит в интернатуре, продолжительность которой увеличена до двух лет. Дальнейшая подготовка по клиническим специальностям, в том числе по педиатрии, будет осуществляться в рамках резидентуры от двух до четырех лет в зависимости от специализации. До присоединения к Болонской конвенции в 2005 году на изучение педиатрии отводилось 189 часов, а в 2012-м — 270 часов, причем на тот момент педиатрический и лечебный факультеты уже были реорганизованы в общемедицинские. В интернатуре в 2003 году на изучение детских болезней отводилось 428 часов, а в 2013-м — 1305, то есть втрое больше. На изучение детских инфекционных болезней ранее выделялось 180 часов, а теперь — 405, на детскую хирургию — соответственно 609 и 630, на поликлиническую педиатрию — 80 и 130. В общем и целом если в 2003-м на педиатрию отводилось 1317 часов, то в 2006-м, когда мы присоединились к Болонской конвенции, — уже 2475, то есть практически вдвое больше. Отмечу, что, согласно информации Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова, студенты бакалавриата и интернатуры по направлению «Педиатрия» обучаются профильным специальностям по ГОСО-2006 2882 часа. По ГОСО-2003 отводилось 2263 часа. При этом студенты 2015-2016 года и вовсе по ГОСО-2011 будут уделять педиатрии 3015 часов. Анализ результатов приема студентов в 2006 году на педиатрические факультеты показал, что около 50% студентов попали в педиатрию только потому, что не прошли на лечебное дело. Таким образом, выбор педиатрии для 50% был продиктован возможностью получения бесплатного образования, но не истинным желанием стать детским врачом. Теперь же некогда ущемленный в своих правах педфак выровнялся с более «престижным» по тем временам лечебным факультетом, более того, в связи с нововведениями, возможность выбора специальности по зову сердца стала гораздо доступнее. Система обучения стала более гибкой и демократичной, сейчас у студента есть право в любое время изменить направление образования. Согласно результатам анкетирования, проведенного в КазНМУ имени Асфендиярова среди студентов факультета «Общая медицина», количество желающих стать педиатрами растет по мере того, как они становятся старше. Так, среди первокурсников их 12, а среди пятикурсников — уже 58. У выпускников, учившихся по специальности «педиатрия», одинаковые с другими специалистами шансы на то, чтобы продолжить обучение в магистратуре и докторантуре. Специалисты в области педиатрии могут на равных с другими претендовать на выделенные места по программам магистратуры, PhD. В этом отношении никакого ущемления нет. Кто победит по итогам конкурса, тот и поступит. Налицо рост престижа специальности «педиатрия». Таким образом, опасения академика К.Ормантаева касательно будущего педиатрии напрасны, так как состоятельность вводимой системы доказана мировой практикой. Вхождение в Болонский процесс позволит сделать казахстанских специалистов конкурентоспособными на европейском рынке труда. Мы же собираемся войти в число 30 наиболее развитых государств мира и перенимаем европейскую систему образования, чтобы наши кадры были востребованы не только у себя, но и во всех других странах. При этом реформы, по сути, не затронули качества подготовки педиатров. Подготовка медицинских кадров ничуть не пострадала, даже, наоборот, приобрела новое, более прогрессивное содержание. Как известно, процессы глобализации носят объективный характер. Все страны мира неизбежно оказываются взаимозависимыми в политическом, экономическом и во многих других отношениях. Альтернативой этому является только изоляция, что было характерно для советской системы, в рамках которой наша страна жила более 70 лет. И, как показывает история, никогда и нигде изоляция не давала позитивных результатов. После подписания 14 мая 2010 года Великой Хартии университетов Казахский национальный медицинский университет (КазНМУ) разработал стратегию, предусматривающую развитие образовательной системы в соответствии с требованиями Болонского процесса. Зачем, спрашивается, Казахстану подстраиваться под нормы единой Европы? А затем, что казахстанская система образования имеет европейские корни — через российский аналог. На Евросоюз приходится примерно 30% казахстанской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Эти связи реализуются прежде всего людьми с высшим образованием. Если их образование сопоставимо, то легче налаживать и поддерживать связи. Если образовательная программа конкретного вуза аккредитована соответствующими органами не только своей страны, но и какой-либо из стран, входящих в Болонскую систему, то автоматически должно следовать признание этой страной квалификации специалистов, освоивших программу. В этом залог универсальности данной модели, заключающей в себе огромный потенциал для ее признания во всем мире. Болонский процесс способствует успешному трудоустройству выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего образования, открывает дополнительные возможности для участия казахстанских вузов в проектах, финансируемых Европейской Комиссией. А студентам и преподавателям высших учебных заведений позволяет участвовать в академических обменах с университетами европейских стран. Да, в этом случае может появиться проблема оттока специалистов. И минимизировать ее можно только тогда, когда отечественные работодатели, включая государство, смогут предложить выпускникам условия работы, сравнимые с теми, на которые они могут, в принципе, рассчитывать на Западе (достойную оплату труда, возможность работать в области высоких технологий с использованием самого современного оборудования и т.д. и т.п.). В этих условиях можно ожидать не только сокращения оттока отечественных специалистов, но и появления зарубежных претендентов на казахстанские рабочие места, что будет стимулировать выпускников казахстанских вузов к повышению собственной конкурентоспособности. Основные цели Болонского процесса могут считаться достигнутыми, если выпускник вуза с дипломом, например, бакалавра может претендовать на права, имеющиеся у бакалавра в любой из стран-участниц Болонского процесса: получить соответствующую должность, поступить в магистратуру и т.д. Иначе говоря, международное признание, гармонизация системы высшего образования являются сердцевиной Болонского процесса. Соответственно необходимо совершенствовать академическую мобильность, что позволит студентам и преподавателям перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по какой-либо причине недоступны в родном вузе, для преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонского процесса, каждому студенту желательно провести семестр в другом (предпочтительно зарубежном) вузе. Например, ежегодно до 200 студентов КазНМУ проходят стажировку в других высших учебных заведениях, включая зарубежные. Примерно так же обстоят дела в медицинской академии Семея и других медицинских вузах Казахстана. Ценность такого рода контактов и обмена трудно переоценить, и они стали возможными благодаря открытости Казахстана перед всем мировым пространством. Помимо всего прочего, это способствует овладению международными языками. В современных условиях особенно интенсивно осваивается английский язык как мировой, к чему устремлена вся образовательная и научная система планеты.
О врачах общей практики
— По словам Камала Саруаровича, врачи общей практики несостоятельны с точки зрения диагностики и лечения детей. Как вы это прокомментируете?
— На самом же деле врачи общей практики являются основным звеном первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), приоритет которой был продекларирован еще 1978 году на знаменитой Алма-Атинской конференции. В «100 шагах», инициированных главой государства, тоже подчеркивается приоритет ПМСП, которая должна стать центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и ранней борьбы с заболеваниями. Генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен считает, что ПМСП — наилучший путь всеобщего охвата медицинской помощью, наилучший способ устойчивого развития здравоохранения, наилучшая гарантия справедливой медицинской помощи. Реализация рекомендаций ВОЗ в Казахстане начала осуществляться при министре Досаеве, который поднял бюджет ПМСП до 30%. Но впоследствии данный вопрос практически был забыт. И только после реорганизации правительства, когда произошло слияние Минздрава с Министерством труда и социальной защиты, ПМСП стало занимать центральное место в политике здравоохранения Казахстана. Потому что ПМСП — это не просто первая линия обороны от болезней, но и ключевое звено, связывающее все остальные компоненты системы здравоохранения. Далее я привожу примеры из интервью профессора А.Шармана, опубликованного на «Тенгри Ньюс». Доказано, что если работа первичного звена здравоохранения поставлена на высокий уровень, то госпитализация населения уменьшается на 40%, а затраты на здравоохранение — на 30%. Проведенные исследования продемонстрировали, что около 70-80% болезней уже на ранней стадии могут быть диагностированы врачами общей практики на уровне первичного звена здравоохранения, там, где нет таких специалистов, как педиатр, терапевт, хирург, акушер-гинеколог, кардиохирург и т.д., где зачастую все специалисты представлены в одном лице. То есть врачи общей практики — это те, кто призван помогать гражданам в предупреждении болезней, а также обеспечивать навигацию в океане медицинской информации. Их миссия состоит в том, чтобы организовать полный спектр медицинских услуг: от индивидуума до целых семей, от профилактики болезней до лечения и восстановления. Вот эту благородную миссию и должно обеспечивать казахстанское здравоохранение. Развитие сети семейных врачебных амбулаторий реально может обеспечить появление конкуренции в плане широкого выбора пациентами врачей и требуемого качества медицинских услуг. В свое время, в конце 1990-х, прекрасный организатор здравоохранения профессор Т.Рахипбеков в тандеме с министром здравоохранения К.Кушербаевым предложили пилотный проект по семейной врачебной амбулатории. Однако после смены руководства проект был свернут. Вполне возможно, что если бы это направление было продолжено, то сегодня мы бы уже имели примеры, подтверждающие эффективность семейной врачебной практики. В этом контексте привлекательной является деятельность модельной семейной врачебной амбулатории «Демеу», созданной в столице республики в рамках партнерства АМСЗ Астана-Питтсбург. Ясно, что врачи общей практики не разделяют славу врачей-специалистов, имеющих доступ к сложным медицинским технологиям. Поэтому их зарплата составляет лишь незначительную часть того, что получают хирурги и другие специалисты. А значит, в современных условиях исключительно важно поднять роль врачей общей практики путем регулярного совершенствования их знаний и предоставления им современных технологий. Благодаря объявленным президентом страны «100 шагам» можно быть уверенными в том, что государство будет адекватно оценивать оказываемые ими услуги, мотивировать их ежедневные усилия и преданность профессии. Кстати, коснемся такого щекотливого вопроса, как зарплата врачей. Да, ее надо поднимать, никто не возражает, но делать это надо разумно. По сравнению с 1990-ми средств на здравоохранение у нас выделяется в десять раз больше, причем львиная их доля идет на оплату труда медиков. Врачи стационара в среднем получают 133 тысячи 780 тенге — это значительно больше, чем получают ученые. Средний медицинский работник имеет в месяц 95 тысяч, врачи первичной медико-санитарной службы — 86 тысяч 400 тенге. Это без надбавок, премиальных и других видов стимулирования. А с надбавкой за качественную работу врач стационара получает уже 155 800 тенге, средний медицинский работник — до 102 тысяч, врач первичной медико-санитарной службы — до 97 тысяч. Есть врачи, имеющие в месяц 200-300 тысяч. Но речь идет именно о дифференцированной оплате, о надбавках тем, кто это действительно заслужил.
— То есть стричь всех под одну гребенку нельзя?
— Именно так. Для примера возьмем двух врачей — назовем их условно Мансуром и Сериком. В стационаре нагрузка у них одинаковая. Но Мансур за отведенное время успевает принять 20 больных, а Серик — 15. Причем пациенты Мансура довольны его работой, тогда как в адрес Серика есть нарекания. А зарплата у них одинаковая. Поступил дополнительный бюджет, формально надбавка положена и тому, и другому. Какой смысл Серику стараться, тянуть жилы, улучшать показатели, если надбавка ему обеспечена в любом случае? Но это же аморально! Вот почему мы говорим о дифференцированной оплате труда.
— Вы хотите сказать, что ставить вопрос о повышении врачам зарплаты некорректно?
— Видите ли, всем дан одинаковый шанс повысить качество своей работы и в соответствии с этим получить надбавку к зарплате. А базовый оклад у них, я считаю, нормальный, причем, как обещал президент, он будет увеличиваться. Повторяю, стационарный врач получает более высокую зарплату, чем кандидат наук. Я уже не говорю о таких категориях врачей, как реаниматологи, нейрохирурги — у них работа тяжелая и крайне ответственная, поэтому и зарплата много выше. Так что повышать зарплату надо, но делать это следует, подчеркиваю, не вообще, не поголовно, а дифференцированно, чтобы не уравнивать в заработке того, кто бьет баклуши, и того, кто действительно работает в поте лица.
Плоды развития здравоохранения
— А как вообще вы бы оценили положение дел с охраной здоровья детей в Казахстане?
— Младенческая смертность значительно снизилась. При этом важно отметить, что и рождаемость снизилась во многих странах, даже в тех, где традиционно в каждой семье было по многу детей. В странах Персидского залива в 50-х годах до семи детей в семье было делом обычным, сейчас в среднем этот показатель снизился до 2-2,5. В Японии — 1,23, в Европе — 1,5. В условиях политики безопасного материнства и детства и интегрированного ведения болезней детского возраста (ИВБДВ), фокусирования внимания на внутриутробном лечении патологий плода, широкого применения генетического тестирования уже в период зачатия и внутриутробного развития имеет место предотвращение врожденных патологий у детей. Созданы максимальные условия для того, чтобы ребенок родился здоровым, и это дает положительные результаты. Безусловно, мы все прекрасно понимаем, что проблем в здравоохранении еще хватает, и многое необходимо сделать, чтобы добиться поставленных целей. Выбранный путь развития дает большие надежды на будущее, и, я думаю, объявленные президентом «100 шагов» станут катализатором прогресса всей системы здравоохранения Казахстана.
Источник: http://camonitor.com/16830-akademik-toregeldy-sharmanov-drugoe-mnenie-o-pediatrii-v-kazahstane.html
© www.Camonitor.com