В КазНМУ им. Асфендиярова обсудили спорные моменты внедрения обязательного социально-медицинского страхования в стране
Круглый стол, прошедший в стенах старейшей кузницы медицинских кадров собрал представителей медицинских и общественных организаций. Участники встречи обсудили проблемы и спорные моменты внедрения в стране ОСМС, а также высказали свои точки зрения по поводу того, что еще необходимо сделать, чтобы система прижилась и заработала.
На протяжении нескольких лет в Казахстане активно обсуждается тема внедрения ОСМС. Этим летом система обязательного медицинского страхования стартовала, однако, не успев отработать нескольких месяцев, было решено приостановить дальнейшее внедрение ноу-хау. Виной тому недоработки, из-за которых возникли многочисленные жалобы и со стороны населения и со стороны медицинской общественности.
Департамент по клинической работе в целях обсуждения вопросов по внедрению системы «Обязательного социального медицинского страхования» провел круглый стол на тему «Вопросы внедрения ОСМС». Модераторами выступили:
- Кульжанов М.К. – Член исполнительного комитета ВОЗ, Председатель правления ОО «Республиканская медицинская палата»;
- Доскалиев А.Ж. – Проректор по клинической деятельности;
- Куракбаев К.К. – Директор департамента по клинической работе.
В работе круглого стола приняли участие 85 человек — представители подведомственных организаций МЗ РК в г.Алматы.
— Как известно Национальная палата предпринимателей Атамекен инициировала приостановление внедрения ОСМС до 2020 года, — отметил в ходе своего выступления директор клинического департамента КазНМУ им. Асфендиярова Курал Куракбаев. – Но как правильно заметил министр здравоохранения господин Биртанов, приостановление не означает, что мы должны забыть о системе до следующего часа «Х». Пауза дана для того, чтобы проработать все спорные моменты, решить все проблемы, усовершенствовать систему. Наша с вами цель обсудить насколько готова наша система здравоохранения к внедрению ОСМС, обозначить проблемы и высказать свое мнение касательно их разрешения.
Курал Куракбаевич также заметил, что в мире эффективно существуют обе системы здравоохранения и страховая и бюджетная. Однако в обеих важной составляющей является ресурсная часть, то есть адекватное финансирование.
— Минимально на поддержание системы здравоохранения будь она бюджетной или страховой нужно выделять не менее 5 процентов от ВВП страны, — отметил Куракбаев. — Как правило, государство выделяет 2/3 и 1/3 поступает из других источников. Если говорить о нашей ситуации, то у нас расходы на здравоохранения на уровне двух-трех процентов. Это достаточно большой пробел в ресурсном обеспечении нашей системы. Эти данные подтверждаются многочисленными социальными исследованиями, которые к слову свидетельствуют о том, что население из своего кармана доплачивает за получение качественной и своевременной помощи. По разным источникам это от 40 до 50 процентов. При этом в странах, на которые мы ориентируемся, эта доплата составляет 17 процентов.
Как отметил Курал Куракбаев, именно эти финансово-экономические моменты, и подталкивают страну на поддержку и внедрение ОСМС, так как эта система позволяет получить дополнительный легальный источник финансового обеспечения здравоохранения.
— Наше мнение: система ОСМС сбалансирована и учитывает все аспекты и потребности населения Казахстана, — подчеркнул Куракбаев. – Она позволяет охватить практически все население страны, в том числе самозанятое, которое к слову и стало главным тормозом в дальнейшем внедрение ОСМС. В странах, где система страхования работает, работодатель платит минимум 5 процентов (от 5-7 процентов) у нас 1-2,5 процентов! То есть с постепенным увеличением. Нагрузка на экономический сектор ложится не одномоментно.
В свою очередь еще один участник встречи председатель правления ОО «Республиканская Медицинская Палата» Максут Кульжанов в своем выступление обозначил моменты, на которые стоит обратить внимание, и которые по его мнение не позволяют успешно внедрить ОСМС.
— Вопрос внедрение медстрахования это в первую очередь финансовый вопрос и потом только медицинский, — отметил Максут Каримович. — Нам необходимо оглянутся назад, то есть начать с закона о медстарховании. Сейчас уже видно и понятно, что он сырой. В нем нет заинтересованности человека в своем собственном здоровье. Что я имею в виду? Что в нашей стране выгоднее болеть, чем быть здоровым. Если ты заболел, то на тебе, пожалуйста, гарантированный объем медпомощи. А если человек заболел по собственной воле, потому что он допустим курит или пьет, не двигается, неправильно питается и т.д?! В этом законе нет персональной ответственности человека за свое здоровье. Необходимо вернутся к закону, создать рабочую группу с участием общественных организаций, медиков, и обязательно министерств экономики и финансов, и парламентариев.
Участники круглого стола также пришли к единому мнению касательно того, что слабых мест в нынешнем ОСМС пока больше, чем сильных. Потребуется время, чтобы ликвидировать все минусы. Особое внимание, по мнению собравшихся в пересмотре закона необходимо уделить такой категории граждан как «самозанятые».
— В Казахстане порядка 2-3 миллионов граждан являются самозанятыми, это достаточно много, — отметил Куракбаев. — И если бюджет возьмет на себя эту категорию граждан, то можно представить какой солидный кусок бюджета будет уходить на обеспечение гарантированной и плановой помощи самозанятым. Вот тут надо думать и решать, как сбалансировать систему, чтобы в конечном итоге проблема самозанятых исчезла. Но как гласит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий!».
Пресс-служба КазНМУ