В сентябре 2014 года первокурсники КазНМУ пройдут психометрическое тестирование
19 июня 2014 года в Казахском Национальном медицинском университете состоялся брифинг с участием ректора КазНМУ Айкана Аканова, представителей Министерства здравоохранения РК, посвященный вопросам повышения качества подготовки медицинских кадров и оказания медицинских услуг населению. Также будет представлен проект внедрения дополнительного экзамена для абитуриентов, поступающих в медицинские вузы — психометрического тестирования.
В сентябре 2014 года первокурсникам КазНМУ придется пройти психометрическое тестирование. Оно будет представлено в виде компьютерной программы. За 30 минут учащиеся должны будут ответить на 100 вопросов, определяющих умственные, интеллектуальные, аналитические и коммуникативные способности. По результатам психометрического тестирования приемная комиссия сможет определить прикладные способности абитуриента и его профпригодность.
Значимость психометрического тестирования будет составлять около 20 процентов от всей оценки абитуриента, 80 — ЕНТ. Вопросы будут составляться специальными центрами, которые, в свою очередь, будут выбраны рабочей группой на конкурсной основе. Отметим, что в этом году это будет только пилотный проект, а с 2015 года такая практика будет внедряться по всей республике. Те выпускники, которые уже поступили в КазНМУ по ЕНТ, сдадут психометрическое тестирование в качестве пробного варианта. «Отчислять их никто не будет. Мы не собираемся им усложнять жизнь. Мы будем просто помогать им выбрать подходящее для них направление. Ведь внутри медицины существует более 150 специальностей. (…) Сейчас мы пытаемся делать первые шаги для того, чтобы понять, кто к нам поступает», — заявил Аканов. По его словам, сейчас система медицинского образования в Казахстане отработана и хорошо функционирует. Однако основной проблемой является то, что множество студентов отчисляются из медицинского вуза на первом и втором курсах.
«В университет ежегодно поступает около тысячи абитуриентов. Из них одна треть — из Алматы и Алматинской области. Они приносят документы, мы проводим интервью, беседуем с ними, говорим, пытаемся понять, кто и зачем к нам идет. Остальные две трети — падают к нам на голову как снег. В августе печатается список обладателей государственных грантов, и к нам приезжают выпускники из областей. Они сдали документы у себя в местных университетах. По хорошим показателям ЕНТ их принимают, и они приезжают к нам. А мы их первый раз видим. Поэтому первый год у нас идет сложная работа по «перевариванию» этого контингента. Среди них бывают разные ребята. Есть такие, кто случайно попадает сюда. Пока мы разберемся в этом, пока они поймут, чего хотят, пройдет несколько лет. Поэтому для того, чтобы не терять государственные деньги, не тратить время преподавателей и не заниматься лишней работой, с этого года по заданию министерства наш университет будет проводить психометрическое тестирование студентов первого курса», — заявил Айкан Аканов.
Отметим, психометрическое тестирование для абитуриентов медицинских вузов предусмотрено Государственной программой развития здравоохранения Казахстана на 2011-2015 годы. Кроме этого, 18 июня по всей стране впервые прошла независимая оценка знаний выпускников медицинских университетов. Так, 58 процентов студентов КазНМУ показали отличные результаты. 37 — хорошие и только пять процентов получили тройки. Также осенью Минздрав проведет независимую оценку знаний уже практикующих врачей.
Как известно, ключевым фактором эффективной реализации всех осуществляемых сегодня преобразований в здравоохранении являются кадровые ресурсы.
Правительством предпринимаются все меры по обеспечению отрасли квалифицированными работниками. В последние годы объем госзаказа на прием в медицинские ВУЗы годы достиг 5000 мест. Внедрены новые программы подготовки врачей, основанные на компетентностном подходе. Обеспечивается обучение профессорско-преподавательского состава новым технологиям в образовании и медицинской практике за рубежом, а также внутри страны с приглашением ведущих иностранных специалистов в этой сфере. Укрепляется материально-техническая база медицинских ВУЗов. За последние годы при всех государственных ВУЗах созданы и оснащены современным оборудованием учебно-клинические центры. Приобретено современное лабораторное и медицинское оборудование для изучения базовых теоретических дисциплин. В 2012 году созданы 2 научные лаборатории коллективного пользования при КазНМУ и КГМУ. В июле 2012 года создан Республиканский центр независимой оценки знаний и навыков, основной функцией которого, является обеспечение внешней оценки уровня квалификации выпускников медицинских ВУЗов, колледжей, практикующих специалистов отрасли. Для повышения потенциала созданного центра начато сотрудничество со стратегическим партнером из США – Национальным советом медицинских экзаменаторов (NBME). Так, на днях впервые в истории медицинского образования во всех медицинских вузах страны была организована независимая оценка знаний выпускников, обучавшихся по ГОСО 2006 года по системе, принятой в медицинском образовании западных стран 5+2 (5 лет – бакалавриат + 2 года интернатуры по семи специальностям: хирургия, терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, общая врачебная практика, гигиена и эпидемиология, стоматология). В тестировании принимал участие 3041 выпускник.
Вместе с тем, одним из основных факторов, определяющих качественную подготовку в стенах ВУЗа – является «хороший» студент. В этой связи важна система приема, которая позволяет определить не только академические знания, но и характерологические способности к медицине абитуриентов.
Как известно, поступление в медицинские ВУЗы РК регулируется результатами ЕНТ без предварительной оценки личностных качеств абитуриентов в свете их пригодности к врачебной профессии. В целях усиления требований к абитуриентам, поступающим в медицинские ВУЗы, Министерством предпринимается ряд мер. Так, в текущем году будет увеличен пороговый уровень до 65 баллов (для национальных вузов он составляет 70 баллов). Кроме того, планируется внедрить психологическое тестирование абитуриентов, поступающих в медицинские ВУЗы.
Внедрение специальной процедуры отбора для поступления в медицинские вузы предусмотрено Государственной программой развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан на 2011-2015 годы». Кроме того, в декабре 2013 года Распоряжением Премьер-Министра утвержден комплексный план по развитию кадровых ресурсов здравоохранения Республики Казахстан на 2013 – 2016 годы, в котором также поручено внедрить дополнительный экзамен (психометрический тест на определение профессиональной ориентации) для абитуриентов медицинских вузов с учетом международной практики.
Сегодня отбор претендентов в медицинские вузы РК осуществляется на общих основаниях по результатам ЕНТ. Данная практика приводит к попаданию в медицину неподготовленных людей, без профессионально значимых для медицинского работника личностных качеств.
В текущем году во всех медицинских ВУЗах страны по клиническим специальностям обучаются 27 417 человек, в т.ч. 23 016 – по гранту, 5257 – по договору.)
Анализ контингента обучающихся в медицинских Вузах показывает высокий процент их отчислений (10-12%) в первые годы обучения, основной причиной которого является ошибка в выборе профессии.
Психометрическое тестирование способностей к медицине является одним из серьезных методов отбора абитуриентов, желающих поступить на медицинские факультеты во многих странах. В комплексе критериев, обеспечивающих профессиональную пригодность к обучению в медицинских вузах, выделяют: общую подготовленность к обучению, особенности характера, уровень интеллектуального развития, эмоциональную устойчивость, адекватный уровень здоровья и развития психических процессов, формирование профессионально важных качеств.
Использование психометрических тестов позволяет определить не только мотивацию, интерес к медицине, но и профессионально значимые качества, склонности и способности, т.е. отобрать молодежь, пригодную не только к обучению, но и к предстоящей трудовой деятельности. Психометрическое тестирование оценивает также логическую аргументацию, аналитические способности, социальную адаптацию и поведение, умение быстро решать проблемы, морально – этические принципы. Министерством здравоохранения РК запланировано внедрение психометрического тестирования на следующих ключевых этапах:
1-этап — профориентационное психометрическое тестирование абитуриентов, поступающих в медицинский вуз, для определения способностей к врачебной деятельности. Основная цель – рекомендовать абитуриенту с учетом его характерологических особенностей профиль медицинской деятельности: клиническая и неклиническая.
2 — этап – психометрическое тестирование с целью определения дальнейшей профессиональной траектории для обучения и выбора специальности в интернатуре (педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия и т.д.).
В сентябре т.г. запланировано внедрение пилотного проекта по психометрическому тестированию на базе КазНМУ для 500 студентов 1 курса «Общая медицина». Будет использована компьютерная программа психометрического тестирования. Для обсуждения содержания и структуры психометрического теста будет создана Рабочая группа из числа: преподавателей вуза: психологи, преподаватели базовых (основы психологии, коммуникативные навыки, сестринское дело) и клинических дисциплин (терапия, общая врачебная практика, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия; работодателей:заведующие отделением лечебно-профилактических учреждений (хирург, терапевт, акушер-гинеколог, педиатр), врачи ПМСП (врач общей практики), главная медицинская сестра лечебно-профилактического учреждения; представителей неправительственных медицинских организаций (ассоциаций).
По итогам пилота метод будет распространен на все медицинские ВУЗы страны.
Информационная справка
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. Среди коммуникативных копинг-ресурсов, значимых для формирования профессиональной деятельности врача, выделяют эмпатию (способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний пациента), аффиляцию (стремление находится вместе с другими людьми, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений), сенситивность к отвержению, эмоциональная стабильность, адекватное взаимодействие которых позволяет личности эффективнее осуществлять разрешение проблемных и стрессовых ситуаций. Помимо исполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей, врач должен уметь оказывать необходимую психологическую помощб, как больным, так и коллегам. В КазНМУ было проведено исследование, в ходе которого проанализированы причины отсева студентов-медиков в процессе обучения.Анализ «отсева» студентов-медиков в процессе обучения по курсам показал, что независимо от направлений подготовки, наибольшая частота приходится на первые два курса обучения, что может служить одним из косвенных критериев нарушения адаптации студентов. В общей структуре «отсева» студентов преобладают следующие причины:
академическая неуспеваемость, уход по собственному желанию, другие причины
Мониторинг «отсева» студентов специальности «Общая медицина» КазНМУ по годам обучения | ||||
Специальности | Курсы | Учебные гг | Всего отчислены | «Отсев» на младших курсах |
год поступления 2009-2010 учебный год — принято — 944чел | ||||
Общая медицина | 1 | 2009-10 | 67(7%) | 186(19,7%) |
2 | 2010-11 | 119(12,6%) | ||
год поступления 2010-2011 учебный год — принято 1064 чел | ||||
Общая медицина | 1 | 2010-11 | 107(10%) | 189(17,7%) |
2 | 2011-12 | 82(7,7%) | ||
год поступления 2011-2012 учебный год — принято 844 чел | ||||
Общая медицина | 1 | 2011-12 | 110 (13%) | 196 (23,2%) |
2 | 2012-13 | 86 (10%) | ||
год поступления 2012-2013 учебный год — принято 956 чел | ||||
Общая медицина | 1 | 46 (4,8%) | 68 (7%) | |
2 | 22 (2,3%) | |||
Если рассматривать более детально причины отсева студентов, то несомненным является то, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов является отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими специальности. Большое значение имеют также слабая профессиональная направленность и низкий уровень учебной мотивации.
Пресс-служба КазНМУ