СМИ: Жаркий июнь девяносто пятого
В канун Дня Независимости министр здравоохранения в 1992–1998 годах Василий Девятко, назначенный на эту должность первым после обретения Казахстаном суверенитета, в интервью «Казахстанской правде» вспоминал об историческом моменте в развитии медицины страны – Республиканском совещании работников здравоохранения, состоявшемся в 1995 году под руководством Главы государства Нурсултана Назарбаева.
– Важным событием для развития здравоохранения нашей страны следует назвать республиканское совещание в Алматы 16–17 июня 1995 года под руководством Президента, – начал разговор Василий Николаевич. –Именно в тот трудный для нас переломный период Нурсултан Абишевич Назарбаев взял на себя большую ответственность за дальнейшее развитие здравоохранения. Тем самым он проявил глубокую государственную мудрость, прозорливость. И время подтвердило правильность его решений.
Открывая совещание, вошедшее в историю медицины Казахстана как рубежное, Глава государства сказал, что разделяет тревогу и боль за состояние отечественного здравоохранения. На фоне того, что в экономике первой половины 1990-х годов, пусть с трудностями, но полным ходом шло реформирование, то в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, кризисные явления стали приобретать системный характер. Социальная сфера в рыночные отношения в то время еще не вписывалась.
Но обо всем по порядку. В 1995м, в год проведения Республиканского совещания – этого судьбоносного для здравоохранения страны события – Президент Нурсултан Назарбаев подписал два указа, имеющих силу закона. Первый – о введении обязательного медицинского страхования и второй– о внесении изменений в Закон «Об охране здоровья народа в РК». Указы легитимизировали платные медицинские услуги, создали нормативную базу и запустили рыночные механизмы в системе здравоохранения.
По сути, как подчеркнул Василий Девятко, Глава государства взял на себя ответственность за развитие сферы. И добавил, что ряд депутатов Парламента в то время психологически еще не были готовы к реформам в социальной среде, хотя при этом выступали за рыночные преобразования в экономике. Причин для противоречий было много. По мнению Василия Николаевича, такая ситуация сложилась потому, что «превалировало прежнее мышление, все почему то были уверены, что рынок не должен коснуться социальных благ. Такое же отношение было и у меня!» Понимание истины, что здравоохранение, как и другие сферы общественной жизни, зиждется не только на вопросах поддержки со стороны государства, но и на экономических принципах, укоренялось медленно. Глава государства, понимая сложившуюся ситуацию, сказал, что не ищет каких либо оправданий для Правительства или руководителей системы охраны здоровья. А сразу вскрыл главную причину: сработала инерция прежних подходов.
Оглядываясь на минувшие годы, Василий Николаевич считает, что в непростых условиях переходного периода значимость социальной сферы явно недооценивалась и рассматривалась по остаточному принципу. К 1995 году здравоохранение страны вышло на такой уровень развития, когда реформы уже нельзя было откладывать. Требовался обобщенный подход, нужно было вырабатывать решения по многим проблемам отрасли. Именно поэтому, как подчеркивал на историческом совещании Президент Казахстана, разговор назрел и должен был состояться.
– В том же 1995м была принята действующая сейчас Конституция, – продолжил воспоминания Василий Николаевич. – В ней были прописаны право на труд, здоровье, все это правильно. Но как реализовать эти права, когда кризис был в разгаре? К тому времени уже давно закончились преференции, возможности, оставшиеся от прежнего периода. Каждая республика стала «самостийной», и все переживали кризис. Казахстан в 1993м вступил во Всемирную организацию здравоохранения, а к 1995 году мы не могли заплатить даже
взнос за членство, представляете, как сложно было!
Выступая на совещании, Глава государства дал анализ сложившейся ситуации в здравоохранении. Консервативное мышление руководителей вело к неэффективному расходованию бюджетных средств. Очевидно, что у медиков просто не было экономических интересов рационально хозяйствовать, проще говоря, качественно обслуживать пациентов. Хотя еще в 1989м в здравоохранении началось внедрение нового для того времени механизма хозяйствования. И ведь можно было с учетом новых реалий внести корректировку в эту программу! Но Министерство финансов ее отменило. Глава государства в связи с этим отмечал: «Психология, как я понимаю, была такая: впереди открываются светлые дали рынка, поэтому все прошлое надо предать забвению. И «выплеснули с водой ребенка». Хотя за эти годы организаторы здравоохранения могли бы научиться основам экономических методов управления отраслью, подошли бы к рынку подготовленными. Ведь уже появились хорошие ростки, пусть и в отдельных учреждениях вашей системы».
Конечно, нельзя говорить, что органы здравоохранения все эти годы бездействовали. В тот период Минздрав республики разработал национальную программу развития и совершенствования здравоохранения. Казалось, в ней были заложены прогрессивные реформаторские идеи – развитие многоукладности форм
собственности, реорганизация оплаты труда, программно-целевое финансирование приоритетных направлений и другое. Но от идеи до практики было еще далеко.
Тогда закономерно встал вопрос: говоря о перспективах развития здравоохранения, надо было определиться, кто возьмет на себя груз ответственности за охрану здоровья населения, за то, чтобы система действовала? Президент в связи с этим подчеркивал, что за государством, естественно, остается важнейшая роль в создании условий для восстановления и укрепления здоровья граждан и прежде всего социально уязвимых слоев. Государство продолжит закуп медикаментов, а также финансирование и выдачу правительственных гарантий тем, кто будет строить предприятия по производству медтехники и лекарственных препаратов. Что касается финансирования медицинского обслуживания трудоспособного населения, то за это ответственность должна лечь и на работодателей. А еще необходимо было вспомнить о таком понятии, как пропаганда здорового образа жизни, так как порой более всего здоровье зависит от самого человека.
Когда эта триединая ответственность станет реальностью, тогда можно ожидать положительных результатов в деле охраны здоровья населения, перевода здравоохранения на рыночные отношения. Подходы и принципы решения этой задачи в Министерстве здравоохранения уже были отработаны. Это и позволило Президенту Казахстана подписать указы о введении обязательного медицинского страхования и внесении изменений в Закон «Об охране здоровья народа в РК».
– Этими двумя указами Глава государства дал возможность сохранить систему здравоохранения, сохранить кадры, защитить интересы граждан, – уверен Василий Николаевич. – Важно, что документы не были жестко рыночными, они учитывали существовавшие экономические реалии. И в большинстве случаев оплата за медицинское страхование оставалась за государством, особенно оплата за детей, инвалидов, пенсионеров, студентов, нетрудоустроенных и другие социальные категории населения. Закон был, с одной стороны, рыночным и одновременно социально направленным.
Июньское Республиканское совещание под руководством Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в котором приняли участие свыше 500 человек, вошло в историю. Оно сыграло важнейшую роль в становлении здравоохранения страны. В честь этого знаменательного события отныне День медицинского работника в Казахстане отмечают каждое третье воскресенье июня. После дующие 22 года подтвердили правильность решений Главы государства, которые придали
импульс развитию не только здравоохранения, но всей социальной сферы. Сегодня наша система охраны здоровья не отстает ни по количеству, ни по качеству медицинских услуг, ни
по продолжительности жизни на пространстве СНГ. А продолжительность жизни – это как раз и есть тот сводный показатель успешности всей социальноэкономической сферы страны.
– Считаю, мне очень повезло в жизни: я около 10 лет работал под руководством Нурсултана Абишевича Назарбаева. Эти годы стали для меня большой академией профессионализма и жизненного опыта, – добавил Василий Николаевич
Газета «Казахстанская правда»
Раушан Шулембаева