«Как мы выжили — не знаю». Как в девяностых в Казахстане создавали уникальный научный центр – профессор Мирзакарим Алчинбаев
Алчинбаев Мирзакарим Каримович — доктор медицинских наук, профессор, академик НАН РК, заведующий кафедры урологии Казахского национального университета имени Санжара Асфендиярова. На встрече со студентами и преподавателями КазНМУ он рассказал о том, как в тяжелые девяностые годы в Казахстане удалось не только сохранить квалифицированные медицинские кадры, но и создать уникальный научно-исследовательский институт, получивший имя Бинеша Уразовича Джарбусынова. Встреча прошла в честь празднования дня рождения КазНМУ. Академик дал напутствие студентам и рассказал, каким должен быть настоящий врач.
Как врачи работали без зарплаты
Научный центр урологии имени Джарбусынова с момента своего создания внес значительный вклад в подготовку и развитие казахстанской урологии, в борьбу с мужским бесплодием. Сейчас здесь решают актуальные проблемы проблемы современной урологической науки, вопросы диагностики, лечения и профилактики урологических заболеваний и репродуктивного здоровья мужчин на базе новых инновационных технологий. Центр оснащен оборудованием, позволяющим проводить обследование и лечение на уровне мировых стандартов. Но так было не всегда.
«26 декабря 1990 года вышел приказ о создании Казахского института урологии. Четвертого в СССР. Когда разруха была. Ничего не было. Зарплат даже не было. В апреле 1991 года мы начали работать. Было очень тяжело. По полгода задерживали зарплаты. Как выжить? Что делать? Пригласил коллег своих тогда врачей. Сказал: «Ребята! Зарплаты у вас не будет. Будете получать когда деньги поступят. Зарплату будут получать медсестры и санитарки», — вспоминает те годы Мирзакарим Алчинбаев.
Тогда врачам приходилось самостоятельно находить медикаменты, шприцы по их просьбе предоставлял Красный крест. Руководству института приходилось сокращать штат из-за нехватки финансирования.
«А у нас только кадры появились. Собрали штат. Тогда я решил внедрить платные услуги — сокращаю человека тут же принимаю на платные. Койки мы сделали. Таким образом мне удалось сохранить основной костяк. Получилось сохранить коллектив, платить вовремя зарплату. Питание 30 тенге на пациента всего давалось в день. Тогда собрал своих друзей — бизнесменов, знакомых, родственников, братьев. Попросил помощи. Кто-то дал две тонны картошки, полторы тонны риса, лука. Масло подсолнечное, маргарин. На 4 месяца продукты. Вот такая ситуация была очень тяжелая. Как мы выжили я не знаю сейчас», — делится Алчинбаев.
Руководитель научного центра рассказал о ситуации и о способах ее решения на первом съезде врачей в Казахстане. По словам Алчинбаева, коллеги его не поддержали.
«Они меня осудили. Выговорили мне: «Что ты творишь, мырза! Ты пацан молодой!» мне 40 лет им 60 — мои учителя. А как выживать? По миру пустить сотрудников? Говорят: «Государство нас обеспечить». А что делать, когда не обеспечивает? Тогда я первым открыл платные услуги начал зарабатывать. Государственную премию получил за свою работу в 2005 году. Ситуация была такая непростая. При всех нюансах мы духом не падали, работали с утра до ночи — медицина требует полной отдачи», — делится Алчинбаев.
Как создавались уникальные центры мужского здоровья
После сложных девяностых в Казахстне, благодаря росту цен на нефть начался подъем экономики. Обеспечение стало намного лучше, средств стало хватать на жизнедеятельность предприятий. В 2005 году удалось провести переоснащение института.
«Подъем пошел, деньги пошли на науку. 380 миллионов тенге получил на науку, был в шоке. Четыре программы запустили, все с отличием закончили потом. Институт получилось полностью переоснастить, поставить современное оборудование. Была возможность учиться общаться за рубежом. Если деньги пошли надо что-то делать не спать», — вспоминает академик.
Однако, по его словам, появились новые проблемы. Резко начало расти мужское бесплодие. Для решение возникающей проблемы Алчинбаев привлек не только специалистов в области урологии, но и из других медицинских специальностей, применив междисциплинарный подход.
«В каждую область Казахстана ездила наша бригада директоров научных институтов по 4-5 раз. Проводили дни мужского здоровья, обучали врачей, как выявлять, диагностировать, как вести пациентов. Обучали и терапевтов, и эндокринологов, и хирургов, и травматологов. Я лично прочитал более 200 лекций по мужскому здоровью на самых разных предприятиях. В каждой области открывал центр мужского здоровья и семейного долголетия. Насколько мужчина здоров — настолько счастлива женщина.
Встречался с акимами, создавали за счет местных денег. Оказался уникальный проект, который мы сделали. Не имеющий в мировом пространстве аналогов. Дело в том, что мужское здоровье сейчас коммерциализировано. Я единственный кто привлек к решению проблемы государство. На совещании министров здравоохранения стран СНГ наш проект был признан лучшим, было рекомендовано его внедрить по всем странам СНГ», — говорит он.
Как решать сложнейшие вопросы
Мирзакарим Алчинбаев рассказал, как ему удавалось решать сложнейшие вопросы в своей работе. По его словам, в зарубежных поездках нередко приходилось сталкиваться с тем, что Казахстан не был достаточно узнаваем в мире.
«В 1999 году я приехал в Монреаль в Канаде, чтобы подать заявку на вступление во Всемирную ассоциацию урологов. Канадец мне задает вопрос: «Откуда приехали?» Говорю: Казахстана». А он: «А где это находится?». Я спокойно говорю: «Это великая страна. Степняки, войны размер как пять франций, между великими державами — Китаем и Россией смогли сохранить свой язык и культуру. Мужик захлопал. Оказался турком и вице-президентом. Сказал: «Какие вопросы? Такого джигита надо принять», — делится он.
В 1998 году Алчинбаев участвовал в конгрессе европейских урологов
«Им был интересен Казахстан. Они знали Россию, но нас не знали. Предложил сделать первую школу молодых урологов европейскую в Казахстане. Мы провели в Алмате, после нас только в других странах бывшего СССР состоялось. 8 ведущих профессоров приехали. Все время просил новые технологии — для этого надо было вступить в Европейскую ассоациацию урологов. Хотели отказать. А я им говорю: «Я европеец пол-Казахстана в Европе находятся. Вот посмотрите». Меня приняли. Вышел из положения. Став членом ассоциации мы получили право обучать своих учеников бесплатно в лучших европейских клиниках. Это дало возможность нашим ученикам так вырасти», — сказал он.
Каким должен быть настоящий врач
Мирзакарим Алчинбаев 22 года возглавлял НИИ имени Джарбусынова. К слову, организации было присвоено имя академика усилиями Алчинбаева, который хотел увековечить заслуги великого ученого.
«Не было ни субботы, ни воскресенья, ни праздников. Если так работать не будете — останетесь на среднем уровне, развития не будет. Хотите стать хорошим врачом — работайте», — напутствует он.
«Для того, чтобы быть врачом, не обязательно становиться академиком, доктором наук. Надо развивать свой профессионализм. Думайте об этом, а не о каких-то деньгах. Запомните на всю жизнь. Не думайте о крохоборстве. Работайте над собой — становитесь классными врачами: все придет — любовь общества, любовь людей придет», — делится Алчинбаев.
Он подчеркнул, что Независимость дала казахстанским врачам уникальные возможности.
«Если бы не было независимости мы никогда этого не достигли бы. Россияне, москвичи имели лучшие клиники по тем временам. Из Казахстана практически никто не ездил за границу. Это все благодаря нашей независимости. Открыли все дороги нам», — резюмировал он.
Ректор КазНМУ Талгат Нургожин, в свою очередь, поздравил Мирзакарима Алчинбаева с получением премии «Национальное величие» и пожелал студентам стать такими же выдающимися академиками. Также Алчинбай Мирзакаримов учредил в КазНМУ стипендию своего имени.