Как поменять медицинское образование в Казахстане, чтобы воспитать нобелевских лауреатов
Медицинское образование в Казахстане нуждается в непрерывной модернизации в соответствии с последними научными достижениями. На текущий момент образовательные программы перегружены лишними предметами, при этом происходит «утечка мозгов» из-за излишней бюрократизации процесса образования. Такие проблемы поднял ректор Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова Талгат Нургожин, выступая на конференции «МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И COVID-19», которая проходила в рамках традиционных Дней университета.
Ситуацию в современной науке можно сравнить с произведением «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола, когда надо бежать со всех ног вперед, просто чтобы оставаться на месте. Даже в таких известных и хорошо исследованных областях, как анатомия, делаются новейшие научные открытия. Так, в начале октября 2021 года Нобелевский комитет в Стокгольме присудил премию американцам Дэвиду Джулиусу и Ардему Патапутяну за открытие тепловых рецепторов. Дэвид Джулиус использовал капсаицин, жгучее вещество перца чили, которое вызывает ощущение жжения, чтобы обнаружить рецептор в нервных окончаниях кожи, который реагирует на тепло. Ардем Патапутян открыл новый класс рецепторов, которые реагируют на механические раздражители в коже и внутренних органах.
Эти прорывные открытия положили начало интенсивной исследовательской деятельности, ведущей к быстрому расширению понимания того, как нервная система воспринимает тепло, холод и механические раздражители. Лауреаты выявили важные недостающие звенья в понимании сложного взаимодействия между чувствами и окружающей средой. А Нобелевскую премию по химии в 2021 году получили Бенджамин Лист (Германия) и Дэвид МакМиллан (США), которые разработали принципиально новый метод синтеза молекул — асимметричный органокатализ. Используя эти реакции, исследователи теперь могут более эффективно создавать что угодно, от новых фармацевтических препаратов до молекул, которые могут улавливать свет в солнечных элементах. В то же время, в Казахстане, как подчеркивает ректор КазНМУ Талгат Нургожин, приходится не просто бороться за обновление медицинских программ с учетом нововведений в науке, но и преодолевать последствия регулярных реформ, которые не всегда приводят к позитивным результатам. КазНМУ стремится стать активным участником научно-исследовательской деятельности страны, пересматривается существующая модель науки в сторону формирования нового образа будущего университета, его интеграции с исследовательскими организациями и высокотехнологическими компаниями. В КазНМУ уже с 1-го курса студентов поощряют заниматься научными проектами. Университет ставит задачу развивать собственные научные исследования по 5-ти приоритетным направлениям исследований: фундаментальные исследования (геномика, протеомика, метаболомика, биомедицина, клеточные технологии), прикладная наука, трансляционная наука; здравоохранение (политика менеджмента в здравоохранении, превентивная медицина), медицинская экология. Научные исследования проводятся с упором на местные условия, исследуются наиболее свойственные населению Казахстана болезни, ведутся разработки, связанные с влиянием национальной кухни на состояние здоровья казахстанцев.
Помимо этого, проводятся совместные международные исследования, затрагиваются проблемы иммунитета, внедрения инноваций в клиническую медицину, стоматологию, фармацевтику и развития первичной медико-санитарной помощи. Тем не менее, содержание и качество образовательных программ требуют значительного пересмотра, отмечает ректор. «Анализируя наши предметы, мы обнаружили, что многие из них: анатомия, физиология, гистология — отстают от международных стандартов в Европе и США. Анатомия — 80 % соответствует, 20 — нет. Когда нас обучали, то копчик, аппендикс изучали как рудиментарный орган — оказалось нет. И таких примеров много. Конечно, они должны войти в процесс преподавания. Фармакологию начали анализировать — 60% соответствует — 40 нет. В 2030 году 60% фармакотерапии будет сфокусировано именно на биологических продуктах. Лечение коронавируса — в FDA только подали документы на получение права на лечение препаратом, добытым генно-инженерным путем. Все эти новшества должны быть в программе, иначе мы будем отставать на 10-25 лет. То же самое физиология, гистология. Гистология соответствует только на 60 процентов», — сказал ректор. Как отметил руководитель КазНМУ, прежде всего система образования должна работать над качеством подготовки специалистов, не гоняясь за количеством. Дефицит медицинских специалистов существует даже в США, но, несмотря на это, требования к обучающимся не снижаются, а даже повышаются. Также необходимо уделять внимание развитию базовых предметов, таких как анатомия, ведь в этих областях, несмотря на их изученность, до сих пор делаются открытия и вручаются Нобелевские премии. Новшества, как подчеркивается, необходимо внедрять в образовательные программы. «Реформируя наше медицинское образование, ссылаясь на болонский процесс, не дочитав до конца, мы придумали свое собственное казахское образование. Мы, не дочитав, не понимая о чем идет речь, посетив какую- нибудь страну, начинаем менять. Надо досконально все изучить, прежде чем менять, и как это делать. Почему-то мы не хотим учиться на чужих примерах? Мы хотим сами что-то свое создавать и потом это героически преодолевать!», — высказался он. Ректор КазНМУ также подчеркнул, что казахстанская программа перегружена часами обучения. «Литовский университет наук здоровья является нашим стратегическим партнером. Мы приняли программу Литвы, Литва приняла программу Маастрихтского университета. У них за шесть лет обучения 6 500 учебных часов. У нас за 5 лет 9500 — в два раза больше. Мы наших студентов измучиваем до изнеможения. Куча ненужных предметов — валеология, ОБЖ, культурология. В медицинском вузе валеология, ОБЖ для чего, когда есть гигиена и физиология? Лишь бы часов добавить. Анатомия была 4 кредита. Как это возможно? Мы первом делом сделали 8 кредитов и довели до десяти, как везде. Как возможно анатомию учить на этих электронных фотографиях? Если ты не ощутил. Врач без глаз, без ушей, без рук — не врач. Именно чувство развивает навыки врачевания», — сказал Нургожин. Он также отметил, что необходимо законодательно внедрить допуск врачей к врачеванию только после резидентуры. «Резидентура в Европе и других странах мира это 8-й уровень образовательного процесса. Благодаря усилиям нашего университета мы добились что резидентура — седьмой уровень и после резидентуры могут поступать в докторантуру. Мы сами себя загоняем в угол этими процессами реформирования. В 2018 года мы стараемся сопрягать триединство образования, клиники и науки. Без этого невозможно делать хорошую образовательную программу. До 2017 года резидентура на 90 процентов была теоретической. Как он может после этого пойти и врачевать. С 2017 года мы перевели 90 процентов на прикладное обучение, работу в клинике», — сказал ректор. Еще одной проблемой, которая была поднята ректором, является ситуация с утечкой мозгов. Дело в том, что многие студенты, обучающиеся за границей, не могут продолжить обучение в Казахстане из-за разности образовательных программ, хотя зарубежные университеты могут быть даже выше казахстанских в международных рейтингах. «Человек закончил в Китае университет, входящий в топ-300. У них шестилетнее интегрированное образование. Приходит к нам. Теперь с пандемией многие возвращаются и хотят у нас доучиться. Подает на нострификацию — признание диплома. Наши специалисты ей говорят — у вас часов не хватает. Как так? В Европе за 6 лет 5 000 часов у нас за 5 лет 10 000 часов. И что, наши лучше что ли? Если человек закончил в топ-300 входящий вуз и получил интегрированное шестилетнее образование, его надо было допустить на резидентуру. Но нет, мы его заставляем доучиваться, когда он уже это прошла. Конечно, если мы им второй заслон ставим, кто захочет оставаться? Еще один человек, в Украине закончила. Удостоверение дает, что у нее больше часов, чем у нас, но, опять же, нужных не хватает. Дилемма — один год или два года в интернатуре дать учиться. Один год не можем — академическая политика нарушается. Два года — жалко, что время будет терять. За месяц так приходили ко мне 15 человек», — высказался ректор. Он подчеркнул, что с 2017 года в КазНМУ была проведена значительная работа по адаптированию учебных программ, по опыту лучших мировых вузов, их модернизации. По его мнению, не должно быть реформы ради реформы. Также он подчеркнул, что базовые предметы не должны быть на выбор — нельзя заменять, к примеру, анатомию, физиологию на другой предмет. Отметим, сейчас у КазНМУ 89 собственных образовательных программ, при этом резиденты и интерны сдают независимую аттестацию с показателем выше 99,5 процента. У КазНМУ 124 международных и два стратегических партнера. Казахстанский университет является с 2017 года стратегическим партнером Lithuanian University of Health Sciences (ЛУНЗ), а с 2016 — SUNY (State University of New York), США. У каждого студента КазНМУ есть возможность пройти практику за рубежом и получить при выпуске два диплома — «родной» и SUNY. Помимо этого действуют совместные образовательные программы с Санкт-Петербурским химико-фармацевтическим университетом, University of Information technology and management in Rzeszow, Poland, с Центром по контролю и профилактике заболеваний в Центральной Азии — «Прикладная эпидемиология» и с национальным университетом Kyungpook (Южная Корея) «Физическая медицина и реабилитация». А также совместные образовательные программы с КБТУ — «Биоинформатика», с КазНПУ имени Абая — «Медицинское право» и с КазНУ имени Аль-Фараби — «Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования». Важно подчеркнуть, что международная программа обучения и исследований штата Нью-Йорк (NYS-ITRP) получила грант от федеральных Национальных институтов здоровья (NIH) в размере 1,5 миллиона долларов на пять лет по заявке на продолжение выполнения «Программы обучения и исследований в области ВИЧ Казахского национального медицинского университета и SUNY (Университет штата Нью-Йорк)».
Ключевые слова:
https://news kaznmu edu kz/как-поменять-медицинское-образовани/