«Лечить казахстанцев будут только лучшие врачи»: ректор ведущего медицинского вуза
Как будущие медики обучаются сегодня, рассказал глава университета
Наверное, нет ни одного человека в мире, кто ни разу не сталкивался с работой медиков. К труду специалистов в белых халатах относятся по-разному: кто-то критикует, кто-то считает героическим. В Казахстане тенденция схожа. Во время пандемии коронавируса ценность медиков в обществе и их авторитет бесспорно возросли, но при этом остались и те, кто считает, что профессионализм казахстанских врачей оставляет желать лучшего. Как меняются подходы в образовании будущих медиков, кто и как будет нас лечить через 5-10 лет? Об этом Azattyq Rýhy поговорил с ректором ведущего медицинского университета страны – КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова Талгатом Нургожиным.
– Талгат Сейтжанович, расскажите, пожалуйста, какие новые подходы, новые методы в обучении будущих медиков применяются в вашем университете?
–Профессия врача – это не та сфера, где допустимы безразличие и черствость, ведь на кону бесценная неповторимая человеческая жизнь. Эти слова я всегда говорю молодым людям, которые стремятся связать свое будущее с медициной. Но реальность профессии очень далека от романтизма. Как говорил Антон Павлович Чехов: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это». Учиться в медицинском вузе нелегко. Врач просто обязан быть готовым к самопожертвованию ради чьей-то жизни и здоровья. Если не готов к такому, лучше займись другим делом. Иди изучать финансы, право, филологию, историю и т.д.
КазНМУ сегодня по праву считается ведущей кузницей медицинских кадров Казахстана. ВУЗ взял курс на триединство образования, науки и медицины. Другими словами, КазНМУ – это не просто университет, а научный кластер, объединяющий образовательную, научную и медицинскую деятельности. Для комфорта студентов создаются все условия: строятся современные общежития, постоянно обновляются учебные классы, лаборатории и учебные корпусы. В научной сфере представители университета занимают первые строчки в рейтингах научных разработок, участвуют в масштабных государственных исследовательских программах. В медицинской деятельности собственные университетские клиники становятся флагманами оказания современной медицинской помощи: проводятся сложнейшие операции, приглашаются ведущие медицинские зарубежные эксперты для проведения мастер-классов, повышающих профессиональный уровень казахстанских врачей.
КазНМУ непрерывно развивается по принципам академической системы здравоохранения и науки, в котором объединяют усилия профессионалы для генерирования, передачи и использования знаний о здоровье и во имя здоровья людей. В КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова работают известные ученые-педагоги Казахстана, академики Национальной академии наук РК, Российской академии медицинских наук, Академии профилактической медицины РК, международных академий, заслуженные деятели науки и образования, заслуженные врачи и фармацевты.
Студентоцентрированный подход реализуется через использование современных и эффективных методов обучения, направленных на активное вовлечение обучающихся в учебный процесс и повышение его самостоятельности и ответственности за результаты обучения. К числу таких методов относятся такие, как дебрифинг, деловая игра, кейсовая (Case stady) технология, обследование пациента (PS – Patient Survey), проектные (Project) и симуляционные технологии (ST — Simulation technologies) консультирование, курация и диспансерное ведение пациента, обсуждение клинического случая (CBL, CbD), учебная конференция, участие в клинических обходах/в клинических конференциях, стандартизированный пациент (SP — standart patient), перевернутый класс (flipped classroom), которые позволяют включить личность студента в активную позицию для раскрытия и реализации его потенциала, создать творческую учебно-воспитательную среду, а также способствуют оперативному влиянию на формирование профессиональных качеств будущего специалиста.
Постоянно расширяется сеть клинических кафедр КазНМУ, которые расположены в крупнейших государственных и частных клиниках, потому что практика будущих медиков – обязательный этап обучения. Мы ввели 6-летнее образование по бакалавриату, но у нас студент, начиная со второго курса, приступает к практике. КазНМУ – это лучший медицинский вуз в стране, и на нас ориентируются все остальные профильные университеты. При этом не надо забывать, что изменения в учебе будущих медиков – это не только вопрос образования, но и здравоохранения. То есть реформы в здравоохранении не могут не коснуться нашей работы.
Сейчас в стране вводятся более жесткие требования для медиков, Казахстан перешел на медицинское страхование. Теперь денежные средства получают только те организации, где пациенты хотят лечиться. Поэтому наша задача – повышать уровень образованности, профессионализма и знаний наших студентов. Условия обучения в нашем ВУЗе более чем строгие. Поступить в КазНМУ непросто, на некоторые специальности принимаются абитуриенты только с высшим баллом ЕНТ. Вы знаете, что к сфере здравоохранения со стороны государства и граждан приковано особое внимание. Требования к врачам усиливаются постоянно, потому что им доверяют самое важное – жизнь и здоровье человека.
Мы, как ведущий медицинский ВУЗ, также усиливаем требования. Приведу несколько примеров академической честности. В 2018-19 учебном году были отчислены или оставлены на повторный год 303 студента, в этом году этот показатель почти в 6 раз ниже – 54 студента. Это говорит о том, что мы набираем лучших из лучших, они доказывают свои знания и борются за место обучения. Идет настоящая борьба за место. Главная задача университета – выпуск специалистов мирового класса.
Наравне с усилением требований мы улучшаем образовательную систему. За последние три года КазНМУ достиг своих лучших показателей за всю историю университета. В нынешнем году значительно увеличилось количество резидентов – их стало 1412. Это говорит о том, что в ВУЗе пользуются популярностью новые образовательные программы. Соотношение студентов, обучающихся по грантам и на платном отделении, тоже претерпело изменения. Сегодня 78% студентов – обладатели грантов, когда в 2017 году этот показатель был на уровне 58%.
Растет и популярность КазНМУ среди иностранных студентов – их стало 1784 из 22 стран. Количество образовательных программ с 2018 года увеличилось более чем в 2 раза: 89 против 43. Активно продвигается международное партнерство с иностранными ВУЗами. Уровень независимой аттестации интернов и резидентов достиг 100% показателя.
– А каких успехов вашему ВУЗу удалось достичь за последние годы?
– Наверное, несправедливо будет самим оценивать себя. Мы говорим, что КазНМУ – ведущий медицинский вуз в Казахстане не потому, что сами так считаем, а это подтверждено независимыми международными и казахстанскими рейтингами. В этом году КазНМУ им. Асфендиярова вошел в топ-650 лучших университетов мира. Впервые в своей истории вошел в состав элитного рейтинга мировых университетов QS World University Ranking. Этот рейтинг является самым просматриваемым рейтингом университетов. И нам очень отрадно, что в таком популярном рейтинге упоминается наш ВУЗ. Помимо этого, КазНМУ вошел в топ-150 рейтинга вузов QS EECA 2021. Это QS по странам развивающейся Европы и Центральной Азии. Наш университет занял 135 место. Ну и, конечно, в национальных рейтингах КазНМУ занимает первые позиции. По результатам научно- исследовательской деятельности в рейтинге республиканского центра развития здравоохранения, национальном рейтинге востребованности ВУЗов РК-2021 (НААР) КазНМУ занял 5-место из 85 ВУЗов, а среди медицинских вузов 1 место по образовательным программам бакалавриата: «Общая медицина», «Стоматология», «Общественное здравоохранение», «Фармация», «Технология фармацевтического производства», магистратуры: «Медико – профилактическое дело», «Сестринское дело», «Технология фармацевтического производства», «Общественное здравоохранение», докторантуры: «Медицина», «Фармация», «Общественное здравоохранение» «Технология фармацевтического производства». Наш университет признан лучшим в номинации «IAAR EUR Quality Star Award».
Также он обладатель независимой награды «Лидер наук Web of Science Awards». Мы получили награду «Scopus Award» как лидер публикационной активности за 3 года.
Научно практический журнал «Вестник КазНМУ» вошел в ведущую базу научных данных Russian Science Citation Index. «Вестник КазНМУ» занял первое место в базе данных РИНЦ cреди казахстанских изданий в рубрике «медицина и здравоохранение» и второе среди почти сотни казахстанских журналов всех направлений.
Сайт КазНМУ входит в топ-5 казахстанских вузов глобального рейтинга Wеbometrics и в 11% лучших университетских сайтов мира.
– С недавнего времени у студентов появилась возможность получить сразу 2 диплома по 2 образовательным программам. Расскажите подробнее об этом новшестве. Как это возможно?
– Сейчас мы усиленно ведем работу над повышением уровня комфорта для студентов. У нас самая широкая сеть общежитий, очень дешевых, кстати говоря, если сравнивать с ценами на рынке аренды жилья в Алматы. Конечно, мы расширяем и количество стратегических партнеров университета. В мире глобализации всех сфер деятельности образование не исключение, границы государств не имеют особой роли, потому что в КазНМУ обучение ведут в основном на английском языке, чтобы наш выпускник мог без проблем работать в любой точке мира. Именно поэтому КазНМУ привлекает и самое большое в Казахстане количество иностранных студентов.
Благодаря сотрудничеству КазНМУ с ведущими казахстанскими и иностранными вузами у наших студентов появилась возможность получить сразу два диплома! Имеется огромный выбор международных программ обучения и многое другое.
КазНМУ запустил совместную образовательную программу вместе с Центром по контролю и профилактике заболеваний Соединенных Штатов Америки (CDC). Студентов будут обучать по специальности «Прикладная эпидемиология». Курс продлится 2 года. В 2019 году была открыта совместная программа «Физическая медицина и реабилитация» с национальным университетом Kyungpook из Южной Кореи, программа «Эпидемиология» с Suny Albany (США), «Косметология фармацевтическая» с University of information technology and management (Польша) и «Электронное здравоохранение» с КБТУ. Помимо этого, была проведена работа по академической мобильности со стратегическим партнером – Литовским университетом наук о здоровье. Несколько лет казахстанские студенты учатся здесь в КазНМУ, потом подают заявки на участие в конкурсах по программам с другими университетами, затем несколько лет учатся за рубежом, по итогу обучения получают 2 диплома.
Недавно мы встречали выпускников, которые обучили по совместной с Санкт-Петербургским химико-фармацевтическим университетом программе «Промышленная биотехнология» и «Биоинженерия и биомедицина». Магистранты продолжат работать на благо университета на родине. Это уникальные условия в Казахстане.
– В вашем университете делается упор не только на теоретические знания, но и на практические, насколько я знаю. Вы недавно обновили симуляционный центр и анатомический зал для обучения будущих врачей. Расскажите подробнее об этом.
– За последние три года коренным образом изменились модель обучения и условия, которые мы создаем для своих студентов. Процесс обучения становится максимально приближенным к реальной работе врача, то есть, практикоориентированным. Говоря о практикоориентированном обучении, хочу отметить, что в нашем университете создан один из лучших симуляционных аккредитационных центров. Сегодня это гордость КазНМУ. Здесь наши обучающиеся могут отрабатывать свои практические навыки на современных муляжах и роботах-пациентах. Это все делается для того, чтобы к пациенту наши студенты и выпускники приходили уже максимально подготовленными. Ведь в чем плюсы медицинских симуляторов? Здесь можно ошибиться и работать над улучшением результатов, чтобы потом не допускать эти ошибки в работе с пациентами.
Главная цель вуза сегодня − выпустить специалиста, способного быстро и правильно ориентироваться в любой ситуации, в которой речь заходит об оказании медицинской помощи. Кстати, хочу рассказать о независимой оценке качества подготовки выпускников – процедуре первичной аккредитации. Наши выпускники проходят эту процедуру как допуск к практической деятельности. Она состоит из трех этапов – тестирования, объединенного структурированного клинического анализа (который проходит в симулированных условиях) и собеседования. Причем оценивают подготовку выпускников не сотрудники университета, а приглашенные эксперты, среди которых представители работодателей, профессиональных медицинских обществ.
Площадь Симуляционного центра увеличили до 2564 квадратных метров. В нем 55 комнат, среди них 46 учебных, среди которых есть блок педиатрии, блок хирургии, блок акушерства и гинекологии, терапевтический блок, блок скорой и неотложной помощи и кабинеты общего пользования, а также кабинеты дебрифинга. Общее количество оборудования составило 550 единиц, среди них 50 единиц интерактивного и высокотехнологичного медицинского обучающего оборудования.
Ежедневно центром пользуются до 400 студентов различных специальностей. На базе центра проходят обучение студенты с 1 по пятый курсы, интерны, а также резиденты, проводится подготовка к ИГА пятого и седьмого курса общей медицины.
Центр включает в себя компьютерный класс с информационной панелью, учебные аудитории с мультимедийным проектором для проведения интерактивных лекций и демонстрационно-тренажерные классы.
Доступные студентам КазНМУ тренажеры позволяют отрабатывать даже самые сложные случаи. Например, роды у беременной, страдающей диабетом. На другом манекене можно отрабатывать процедуру вакуум-отсоса из трахеи при попадании в нее содержимого желудка, что иногда случается у больных, находящихся под общим наркозом.
С помощью остальных манекенов учатся устанавливать капельницы для внутривенного введения лекарств, а также отрабатывают навыки «запуска» остановившегося сердца с помощью дефибриллятора. Все действия студентов фиксируются видеокамерой, и сразу же после окончания занятия проводится «дебрифинг»: студенты вместе с преподавателем анализируют ошибки.
При производстве таких манекенов применяются десятки разновидностей синтетических материалов, что обеспечивает им максимальное сходство с тканями человеческого тела. Для того чтобы студенты могли успешно отрабатывать навыки оказания медицинской помощи, каждый из манекенов находится в отдельной аудитории.
Недавно мы открыли Cимуляционный центр в Школе стоматологии. Там будущие дантисты с помощью виртуальной реальности проводят различные манипуляции на роботах. Помимо этого, отдельно мы запустили совместно с партнерами университета симуляционный центр для акушеров-гинекологов, для репродуктологов. Эти специализации сегодня очень востребованы. Там мы будем обучать специалистов не только для Казахстана, но и ряда соседних республик.
Отдельно хочется отметить открытие нового анатомического зала. Кафедра патанатомии, вы знаете, что у большинства людей ассоциируется с неприятным запахом трупного материала, что, естественно, создает определенные неудобства для студентов. Но без изучения анатомии нельзя стать медиком. Помимо этого, всегда было трудно получить трупный материал для обучения, это связано с этическими моментами. Но мы в КазНМУ нашли выход. Мы закупили новейшие имитаторы трупов человека. Это 2 манекена, которые идентичны человеческому телу, вплоть до сухожилий, кожи, артерий. Но без неприятного запаха. Анатомический зал мы оборудовали учебными интерактивными экранами, манекенами органов и многим другим, система вентиляции позволяет работать и на настоящих трупах. Так что в будущем мы надеемся, что получим настоящие трупные материалы для обучения.
– Какие планы вы ставите на будущее?
– Позади год триумфальной истории со своими героями, среди которых тысячи выдающихся ученых, профессоров, академиков. Наше время запомнится как эпоха обновления ведущего медицинского университета, повышения его авторитета на международном уровне, партнерства с иностранными ВУЗами, объединения с ведущими республиканскими НИИ, успешная научная, образовательная и клиническая деятельности. В ближайшее время мы планируем создать новейшее современное симуляционное отделение морга, построить новое административное здание, а также еще одно общежитие, обновить лаборатории.
Также будет построен детский лагерь «Айболит» на 200 койко-мест для детей работников университета. Помимо этого, ВУЗ будет развивать медицинские колледжи в Таразе и Уральске, а также городские медицинские организации Алматы и Тараза, которые были переданы КазНМУ в доверительное управление. В планах также создание новых образовательных программ и медицинских специальностей, необходимость которых диктует время и нынешнее положение в здравоохранении. Надеемся, с помощью наших сотрудников и студентов мы все их реализуем.
КазНМУ как локомотив развития медицины и ведущая кузница медицинских кадров будет всегда ориентироваться на работу во благо своих студентов, ведь они – будущие спасители, те люди, на которых с надеждой будут смотреть граждане. Я верю, что выпускники КазНМУ будут как и раньше держать высокую планку высочайшего профессионализма, преданности профессии и безвозмездной помощи людям.
Хочу еще раз напомнить будущим врачам о том, с чего начали: медицина это не работа от звонка до звонка. Медицина – это призвание, это жизнь, это милосердие, это ежедневный подвиг.
– Благодарю Вас за интересную беседу.