Лжепластические «хирурги» продолжают вредить казахстанцам. Как вычислить шарлатана
Ошибки самоучек вынуждены исправлять профессионалы.
Лжекосметологи и непрофессиональные «пластические хирурги» довольно популярны в Казахстане. За красивой рекламой в соцсетях, обещающей омоложение и красоту, порой скрываются «доктора» и клиники, которые не имеют права делать пластические операции.
Территориальные департаменты Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК за первое полугодие 2022 года выявили семь фактов осуществления незаконной деятельности медицинскими организациями – они работали без лицензии, а также семь случаев, когда медицинские услуги оказывали люди без сертификата специалиста. В 2021 году госорган выявил три факта осуществления безлицензионной деятельности медицинским организациями.
Если смотреть на статистику, то казахстанцы не спешат жаловаться на горе-эскулапов, причинивших им вред. Комитет и его территориальные департаменты в 2021 году получили 18 жалоб на некачественные косметологические манипуляции в медицинских и немедицинских организациях, из них госорган проверил пять фактов, из которых один не подтвердился.
В первом полугодии 2022 года комитет получил уже 20 обращений, связанных с косметологическими услугами, из них рассмотрел и провёл проверки по 15 фактам. Чаще всего на некачественные пластические операции, по данным комитета, жалуются в Шымкенте, Костанайской и Карагандинской областях, Алматы и Астане.
Известный пластический хирург, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой КазНМУ имени Асфендиярова Леон Дерябин отметил, что точное количество пластических хирургов и клиник, работающих в тени, назвать сложно, но с учётом распространённости в соцсетях информации о различных манипуляциях, которые проводят люди, чья квалификация вызывает сомнения, можно говорить, что их немало. Тем более что квалифицированные профессиональные специалисты по-прежнему вынуждены довольно часто принимать пациентов, которые приходят к ним для исправления ошибок лжекосметологов.
«Часто встречается травматизация глаза при формировании века, обширные некрозы (отмирание участков кожи) после липосакции, неровности, миграция геля, аллергия на введение контрафактного ботулотоксина, долго рассасываются папулы после контрафактных мезотерапевтических препаратов, травматизация нервных окончаний и сосудов после работы неквалифицированных специалистов. Некоторые осложнения можно исправить, другие необратимы, они дадут о себе знать рано или поздно после операций», – рассказал Леон Дерябин.
Порой для восстановления красоты и здоровья пациентов после работы псевдоврачей профессиональным специалистам приходится делать несколько реконструктивных операций. Процесс реабилитации может занимать месяцы, а то и годы.
Как выявить шарлатанов
По данным АО «Национальные информационные технологии», в Казахстане лицензию по специальности «пластическая хирургия» имеют всего 89 субъектов здравоохранения. Это значит, что у них есть не просто документы, но и оборудованные помещения, вся аппаратура и приборы, которые необходимы для безопасного проведения пластических операций, а также мебель, инвентарь, транспортные и другие средства (при необходимости), а доктора там имеют высшее образование и стаж работы не менее пяти лет по заявляемому подвиду медицинской деятельности.
Другие клиники пластической хирургии работают полулегально, и выявить их не так-то просто: по закону Комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК может проверять косметологические кабинеты и клиники только после жалоб пациентов.
По словам Леона Дерябина, выявить мошенников достаточно легко. Пациентки сами могут узнать, пришли они к профессионалам или подпольщикам. Для этого достаточно попросить у врача официальные документы установленного государственного образца, где указана специальность «пластический хирург», «дерматокосметолог», «дерматовенеролог с курсом косметологии», а не красивые дипломы и корочки о прохождении курсов.
Также сертификат врача можно проверить через eGov. Операции должны проводить в квалифицированной клинике или косметологическом кабинете, а не при парикмахерских, ногтевых студиях или других заведениях, связанных со SPA.
Если вы пришли получать медицинскую услугу, нужно проверить соответствие документов доктора нормативам РК – сертификаты специалиста, дипломы, разрешающие лицензии у медучреждения на проведение пластических операций или процедур дерматокосметологии.
«Помните, что липосакция и блефаропластика – это операции, их может проводить только пластический хирург в условиях операционной и стационара», – подчеркнул Леон Дерябин.
Также, по его словам, при пластических операциях врач должен применять зарегистрированные в Казахстане препараты и средства.
«Доктора работают чаще всего на препаратах с билингвической упаковкой, то есть на упаковке написано на двух языках – казахском и русском. Это говорит о том, что препарат зарегистрирован официально на территории Казахстана. Лжекосметологи и лжепластические хирурги чаще всего работают с контрафактными продуктами, их можно определить по отсутствию надписей на государственном и русском языках на упаковке, и доктор не может предоставить регистрационные удостоверения на эти препараты», – отметил Леон Дерябин.
По статистике докторов, самыми популярными пластическими операциями в Казахстане являются блефаропластика, маммопластика, липосакция, в топ-5 также входят подтяжка лица и изменение формы носа.
С 2018 года на базе КазНМУ имени Асфендиярова работает кафедра пластической хирургии, лазерным технологиям и косметологии. Сейчас там учатся 30 резидентов, которые по окончании четырёхлетнего обучения получат официальный диплом специалиста и необходимые знания для качественного и безопасного проведения пластических операций.
Ключевые слова:
https://news kaznmu edu kz/лжепластические-хирурги-продолжают/, Негативные отзывы о пластических хирургах Алматы