Необходимо реформировать квалификационные уровни подготовки врачей — ректор КазНМУ о степенях бакалавров и их низких зарплатах
Ректор Казахского национального университета имени Санжара Асфендиярова Талгат Нургожин считает необходимым реформировать квалификационные уровни подготовки врачей, поскольку в нынешней системе сложилась ситуация, когда будущие врачи, обучившиеся значительное время, не могут претендовать на конкурентоспособные зарплаты. Об этом он сообщил в ходе встречи по обсуждению реформ в системе здравоохранения в Управлении здравоохранения Алматы.
«Я считаю, что это по меньшей мере неуважение к медицинской профессии — учиться семь лет, чтобы получить диплом бакалавра. Поэтому наша цель — в 2018 году интернатуру перевести на седьмой уровень. А резидентура должна быть на восьмом уровне, на уровне докторантуры. Резидентура в других странах это как пост-докторантура. Есть понятие пост-докторантуры. А мы делаем их бакалаврами. То есть не даем им возможности расти как в финансовом, так и в карьерном отношении. По сути дела, эти квалификационные уровни рамки влияют на нашу зарплату. И если сейчас мы с вами этого не сделаем, то нам никто этого не сделает. Мы, врачи, должны в первую очередь сделать это. Должны в первую очередь сами себе и последующим поколениям врачей», — сказал он.
Отдельно Нургожин остановился на подготовке врачей общей практики.
По его словам, «ее становление должно «вызревать» в действующей системе оказания первичной медико-санитарной помощи. Внедрение общей врачебной практики необходимо сочетать с реформированием всей системы здравоохранения. Основные цели любой системы здравоохранения – оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. На конференции в Алма-Ате, посвященной принятию Декларации по первичной медико-санитарной помощи (ПМCП) была определена цель: «Здоровье для всех». Процессы глобализации в обществе привели к миграции кадров; к кадровому дисбалансу (врачи и сестринский персонал, город и село); к чрезмерной специализации врачебных кадров в ущерб ПМСП; отсутствию должного внимания в подготовке кадров по общественному здравоохранению. Как оценивается сегодня деятельность врача первичного звена здравоохранения? Разве может быть у врача заинтересованность в здоровье пациента при отсутствии показателей качества его работы?
У нас все до сих пор функционирует по остаточному принципу. Как известно, любой врач в стационаре имеет коллег, которые всегда могут помочь, проконсультировать. А если ВОП работает в селе, там он оказывается один на один с пациентами, и ему реально недостаточно и опыта, и знаний. Мы не можем подготовить полноценного врача после интернатуры. Поэтому, все люди жалуются, а мы говорим: «Нет, после седьмого года иди, врачом работай». Он не готов. Не может быть никаких сомнений: укрепление амбулаторно-поликлинической помощи путем введения должности ВОП должно сопровождаться дальнейшим совершенствованием специализированной медицинской помощи. Обучение в резидентуре в США и в Европе длится 4 года. Этому вопросу там уделяется особое внимание.
Отраслевая рамка должна быть написана, чтобы ВОП проходили четырехгодичное образование и получали больший оклад», — сказал Нургожин.
«Аристотель сказал: когда хорошее портится, оно становится особенно плохим. Поэтому качество оказания медицинской помощи зависит от многих факторов, и первый из них – это подготовка высокопрофессионального специалиста. Формирование такого врача является нашей ключевой задачей. Сейчас мы поставили себе задачу создать надлежащий педагогический корпус для подготовки семейных врачей», — отметил ректор КазНМУ.
Пресс-служба КазНМУ