ОТЧЕТ ОБ УЧАСТИИ В 10-Й КОНФЕРЕНЦИИ ORPHEUS НА ТЕМУ «ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В PhD-ОБРАЗОВАНИИ»
ОТЧЕТ ОБ УЧАСТИИ В 10-Й КОНФЕРЕНЦИИ ORPHEUS НА ТЕМУ «ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В PhD-ОБРАЗОВАНИИ»
(УНИВЕРСИТЕТ БЕЛГРАД, СЕРБИЯ)
Бошкаева А.К., д.фарм.н. 16-18 апреля 2015 г. участвовала в 10-й конференция ORPHEUS на тему «Challences in Evaluation of Research outcomes in PhD Education», которая проходила в г. Белграде (Сербия) при участии зарубежных стран (Чешская Республика — Czech Republic, Швеция -Sweden, Турция — Turkey, Хорватия – Croatia, Норвегия – Norway, Франция – France, Россия — Russian Federation, Румыния – Romania, Швейцария – Switzerland, Германия – Germany, Бельгия – Belgium, Сербия – Serbia, Испания – Spain, Украина – Ukraine, Грузия – Georgia, Португалия – Portugal, Италия – Italy, Босния и Герцеговина — Bosnia and Herzegovina, Венгрия – Hungary, Дания — Denmark, США – USA, Австрия – Austria и др.
Конференцию открыл Professor Miroslav Červinka, M.D. Ph.D., President ORPHEUS.
Профессор выразил особую благодарность профессору Nebojša Lalić, декану факультета медицины университета Белграда и профессору Владимир Bumbaširević, ректору университета Белграда и всем приезжим. Отметил, что конференция — подходящее время для возобновления контактов и обсуждение проблем взаимного интереса с участниками многих стран.
Цитаты выступления:
Главные цели Конференции — ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В PhD-ОБРАЗОВАНИИ. Это будет случай, чтобы встретиться, послушать, обсудить, поделиться информацией и сделать планы относительно будущего. Действительно, конференция — возможность обсудить ключевые моменты стратегии ORPHEUS помогая нам определить, как мы должны дальше развивать эту работу. 10-я Конференция решит проблемы, связанные с оценкой обучения PhD-доктора философии, главным образом результатам исследования. Это — очень сложная тема, и она находится в гармонии с главной целью нашей организации: развитие международных стандартов для обучения доктора философии медицинских наук и гарантирование качества целой системы. Поставлена задача обсуждения этического аспекта исследования, особенно управления плохим поведением. Акцент дан особому условию в докторе философии, обучению в клинических областях. Очень важной частью Конгресса будет оценка первого периода маркировки ORPHEUS. Эта деятельность была разработана для мотивации медицинских школ, следующим Стандартам образования PhD-доктора философии, по договоренности с ORPHEUS, AMSE и WFME. Одинаково важный для семинара имеет мнения аспирантов об обучении в PhD-докторантуре. Город Белград, столица Сербии, как один из старейших городов в Европе, всегда объединял людей из самых разных уголков мира и проводил традиционный мост между Западом и Востоком.
В повестке программы конференции представлены следующие доклады:
- ПрофессораЗдравко Ласкович(prof. Zdravko Lacković, MD, PhD), основателя и официального президента ORPHEUS (Organisation of PhD Programmes in Biomedicine and Health Sciences), члена ассоциации медицинских школ Европы (AMSE), директора PhD программ по биомедицине и науках о здоровье Медицинской школы Университета Загреба, Хорватия (ТОР 500+в QS WUR) по теме «EUROPEAN PHD STANDARDS – WHAT TO EVALUATE: ORGANIZATION OR OUTCOME? ADVANCEMENT AND BRIDGING. EAST/WEST AS PRIMARY GOALS». (ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ PhD — ЧТО ОЦЕНИТЬ: ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ? ПРОДВИЖЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ. ВОСТОК / ЗАПАД, КАК ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.
2) Профессора M. Mulvany (Aarhus, Denmark) на тему «ORPHEUS STANDARDS AS A TOOL FOR IMPROVING PHD EDUCATION». (ОРФЕУС, КАК ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ PhD-ПРОГРАММ).
3). Профессора M. Červinka (Hradec Kralove, Czech Republic) на тему «SCIENTIFIC QUALITY IN PhD TRAINING IN CLINICAL MEDICINE». (НАУЧНОЕ КАЧЕСТВО В PhD-ОБУЧЕНИИ В КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ).
4). Профессора N.M. Lalić (Belgrade, Serbia) на тему «CLINICAL RESEARCH vs CLINICAL PRACTICE: HOW TO IMPROVE CLINICAL PhD PROGRAMS?» (КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: КАК УЛУЧШИТЬ КЛИНИЧЕСКИЕ PhD-ПРОГРАММЫ).
5). Профессора Jeanette Johansen Utredare/Project Manager
Med.dr/Ph.D на тему «EVALUATION OF DOCTORAL EDUCATION — POSSIBILITIES AND CHALLENGES». (ОЦЕНКА PhD-ОБРАЗОВАНИЯ – ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ) и т.д.
В программе 10-й конференции ОРФЕУС были затронуты основные вопросы:
1.Проблемы в оценке результатов исследований в PhD-образовании.
2.Оценка обучения доктора философии результатам исследования. Развитие международных стандартов для обучения доктора философии медицинских наук и гарантирование качества целой системы.
3.Введение этического аспекта исследования, обучение в клинических областях.
4.Развитие медицинских школ. Мотивация медицинских школ, преследующих принципы содержания Стандартов образования PhD-доктора философии, по договоренности с ORPHEUS, AMSE и WFME.
5.Оценка результатов исследований в PhD-образовании (инструменты оценки).
6.Финансирование PhD-обучения.
7.Реализация стандартов ORPHEUS.
8.Внедрение стандартов ORPHEUS в различной социальной и экономической среде.
Рекомендации:
1.Исследования, сосредоточенные на результатах пациент-уровень, есть и будет оставаться необходимым инструментом оценки деятельности медицинского образования, но это не должно осуществляться за счет исследований с использованием других решений.
2.Одобрены предложения по направлению отбора и анализа результатов и инструментов исследования медицинского образования:
Во-первых, исследователи должны гарантировать, что результаты совпадают с целями образования.
Во-вторых, учет исследователями некоторых факторов, как степень удовлетворенности пациентов, соблюдение пациентом норм требований, контроль симптомов, осложнений, или результатов исследований.
В-третьих, исследователи должны сосредоточиться на установлении связей между показателями пациентов и других доступных результатов. В исследовании медицинского образования результаты лечения пациентов имеют много преимуществ, но они, как правило, несут некоторые риски. Такие вопросы, как невозможность установить причинно-следственную связь, потенциально предвзятого отбора исходов, а также обучение тестам все это позволяет оспорить рутинное применение результатов лечения пациентов. Кроме того, они не являются единственными важными результатами медицинского образования. Сознательное взвешивание имеющихся вариантов будет способствовать осознанному выбору при проектировании исследований, которые, в свою очередь, информируют науку медицинского образования.
Преодоление фундаментальной науки и клинических приложений приводит к высокой междисциплинарной связи научно-исследовательских проектов, как в академических, так и в промышленных кругах. В результате существует большой спрос на квалифицированный персонал с докторскими степенями в области биомедицинской инженерии. PhD-проекты — основные движущие силы для решения задач в клиниках и требуют надзора руководителей, как профессора в области естественных наук/технологии и одного по медицине.
Европейский союз предложил, как принципы инновационного PhD-обучения привлекательную инфраструктуру, междисциплинарность, привлечение промышленности, международных сетей, обучение в передаче навыков и управления качеством. В соответствии с этими международными рекомендациями, PhD-программа в области биомедицинской инженерии предлагает учебную базу, включающую семь инструментов PhD-платформы медицинских наук (PhD Platform of Health Sciences (PPHS)) Университета Базеля (Португалия):
- Обучение докторантов через веб-платформу.
- Введение летних и зимних школ по актуальным темам с участием известных лекторов.
- Серия семинаров по результатам исследований от начала до окончания даты исследований с привлечением международных экспертов.
- Структурирование учебных программ с широким многопрофильным
горизонтом, специализированных курсов, семинаров, летних и зимних школ, организованных партнером программ.
- Надзор или руководство докторантов высококвалифицированными международными экспертами.
- Запуск стипендии.
- Координация программ докторантов для достижения по крайней мере 18 ECTS кредитных пунктов в рамках программы. Участие в базовом модуле и посещение летней или зимней школы являются обязательными.
Во время конференции проходило собеседование в виде свободного общения по следующим темам:
1.ORGANISATION OF PhD STUDY PROGRAMME
AT THE UNIVERSITY OF ZAGREB FACULTY
OF PHARMACY AND BIOCHEMISTRY
- Drinovac, L. Bach-Rojecky, S. Vladimir-Knežević, J. Dumić
Faculty of Pharmacy and Biochemistry, University of Zagreb, CroatiaREE CUNICATIONSFRE FREE COMMUNICATIONSE COMMUNICATIONS
1.ОРГАНИЗАЦИЯ PhD-ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ В УНИВЕРСИТЕТЕ ЗАГРЕБ ФАКУЛЬТЕТА ФАРМАЦИИ И БИОХИМИИ
- Drinovac, L. Bach-Rojecky, S. Vladimir-Knežević, J. Dumić
Факультет фармации и биохимии Университета Загреба, Хорватия
Абстракт: Обучающая PhD-программа Фармацевтических и Биохимических наук, организованная Университетом Загреб факультета фармации и биохимии, является одним из учебных программ PhD в области биомедицины и здравоохранения при Университете Загреба. Она была создана для фармацевтов, медицинских биохимиков и других специалистов в области молекулярной науки о жизни. Учебный план сравним с учебной программой PhD-докторантуры фармацевтических факультетов Европы и стандартам ORPHEUS, AMSE, WFME. Программа длится 3 (1) года для студентов, обучающихся по очной форме и 6-8 лет для студентов-заочников. В ходе освоения PhD-программы кандидатам необходимо приобрести как минимум 180 ECTS кредитов: 20% от организованных курсов (обязательных, отдельных модулей, методология и элективные курсы) и 80% от активного участия в исследованиях (публикации, участие в конгрессах, летние школы, тренинги и т.д.). Цель программы: обеспечить PhD-кандидатов с необходимыми компетенциями, чтобы стать квалифицированными исследователями в области биомедицины и здравоохранения, как внутри, так и за ее пределами. Реализация этой программы осуществляется на основе разнообразия исследовательских проектов на факультете фармации и биохимии, сотрудничество с рядом научно-исследовательских и учебных учреждений, а также сотрудничество с фармацевтической индустрией. Кроме того, несколько соответствующих органов постоянно следят за осуществлением PhD-программы: совет факультета, декан факультета, научный комитет и отдел PhD-докторантуры, Совет координаторов докторской учебной программы, модули и студенческое отделение. Требования к поступлению на программу доктора философии: личное дело по успеваемости в магистратуре (минимальные 4,0, в системе оценки 1-5), рекомендации двух членов преподавательского состава по исследованию докторской программы, знание английского языка и навыки работы на компьютере. В первый год, студенты посещают курсы и они должны разработать план исследований и публично представить тему докторской диссертации перед руководителем и членам группы по оценке, назначенной Комитетом исследований и подтверждается советом факультета. Во второй и третий год, студент должен выполнять требования для всех кредитных групп организованных курсов. В течение всего периода PhD-кандидат проводит научные исследования по теме диссертации, которая направлена на обеспечение выполнение требований к исследовательской деятельности. Перед защитой докторской диссертации, PhD-кандидат должен иметь публикации в индексированных журналах, тематически связанных с научно-исследовательским проектом докторской диссертации, в одном из опубликованных работ должен быть первым автором. В ходе программы научно-исследовательская деятельность кандидата непрерывно контролируется, оценивается и соответственно документально вводится в базу данных на докторанта. PhD-программа завершается после того, как кандидат сдает экзамены, получает положительную оценку его научно-исследовательской деятельности, получает положительную оценку по докторской диссертации и отстаивает диссертационную работу.
2.ORPHEUS STANDARDS: PROMISING ACHIEVEMENTS
IN LESS DEVELOPED COUNTRIES
- Ediberidze, S. Tabagari, N. Tabagari
David Tvildiani Medical University, Tbilisi, Georgia
2.ORPHEUS СТАНДАРТЫ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
В МЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
Т. Эдиберидзе, С. Табагари, Н. Табагари
Медицинский университет им. Дэвида Твилдиани, Тбилиси, Грузия
Абстракт: Глобальное развитие невозможно без продвижения научно-исследовательских навыков. Главный документ Орфеуса — стандарты PhD-образования в области биомедицины и наук о здоровье в Европе, разработанная для других, для повышения качества докторских программ в менее развитых странах. PhD-программа должна поддерживать учебный процесс для исследователей и должна дать возможность обучения будущих преподавателей и инструкторов. В развивающихся странах организация PhD-программы преследует цели:
— стать частью разработанной программы, удовлетворяющему международному уровню, заниматься в рамках международного диалога и получать выгоду от этого процесса;
— глобальное развитие процесса в контексте «Глобальный мир» и «Global доктор» — особенно важно для медицинских наук, что тем самым определяет ответственность специалистов из развивающихся стран.
Презентация разработана, чтобы показать структуру PhD-программы Медицинского университета им. Дэвида Твилдиани и одного из обязательных дисциплин формализованного курса «Медицинское образование»; анализ организации содержания курса, чтобы обеспечить будущие людские ресурсы для университета; происходящие изменения в рамках стратегического развития университета. Презентация касается важного методологического вопроса PhD-преподавания, а также подготовку навыков и компетенций в том числе, в профессиональной среде.
3.TRAINING OF PhD STUDENTS IN RUSSIAN FEDERATION
K.G. Gurevich, N.D. Yushuk, I.V. Maev
Moscow State University of Medicine and Dentistry, Russian Federation
3.ОБУЧЕНИЕ PhD-КАНДИДАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГ. Гуревич, Н.Д. Ющук, И.В. Маев
Московский государственный медико-стоматологический университет, Россия
Абстракт: Министерством образования и науки прописано, что результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в национальной прессе, по крайней мере 3 статьи должны быть опубликованы в журналах, включенных в специальный список рецензируемых журналов, имеющих высокий импакт-фактор. Это список русско-язычных журналов, доступных в он-лайн режиме; иностранные журналы должны быть включены в базу данных, имеющие следующие показатели цитирования: Web of Science: Science Citation Index Expanded, Social Sciences Citation Index, Arts and Humanities Citation Index.
Результаты PhD-обучения оцениваются после общественной апробации (предзащиты) диссертационной работы в 3-й год обучения. Представители из числа 3 руководителей принимают участие в предзащите. Его цель состоит в том, чтобы определить, что выводы и практические рекомендации диссертации действительны, и он может быть представлен на публичную защиту. Обычно диссертационная работа и общественная защита представляется на русском языке; иногда национальные языки РФ или бывших стран СССР применимы, но в случае представления абстракта должны быть даны на русском языке.
Не позднее, чем за 1 месяц до даты защиты, резюме диссертации должны быть разосланы ведущим высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам в стране, а также размещены на официальном сайте Ученого совета. Защита диссертации проводится в форме открытого обсуждения. Все связанные с защитой материалы должны быть представлены специальной аттестационной комиссии Министерства образования РФ и науки, которая проверяет их соответствие со всеми формальными требованиями, а также решает любые возникающие споры. Решение комиссии о предоставлении научных степеней должно быть окончательным и обязательным.
4.THE MD/PhD PROGRAM AT THE SCHOOL OF HEALTH
SCIENCES, UNIVERSITY OF MINHO: ENGAGING STUDENTS IN
RESEARCH FROM THE FIRST YEAR OF THE MEDICAL DEGREE
- Correia-Neves, C. Leao, J. Pedrosa, N. Sousa, J.A. Palha
Life and Health Sciences Research Institute (ICVS), School of Health Sciences, Braga, Portugal
4.MD / PHD ПРОГРАММЫ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ НАУК, УНИВЕРСИТЕТА MINHO: ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ПРОВЕДЕННЫМ В ПЕРВЫЙ ГОД МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Correia-Neves, C. Leao, J. Pedrosa, N. Sousa, J.A. Palha
Научно-исследовательский институт наук о жизни и здоровья, Школа наук о здоровье, Брага, Португалия
Абстракт: Ранее мы уже сообщали о запуске в MD/PhD программ, в которых студенты не прерывают медицинское образование и с полной самоотдачей работают в исследовательском проекте, что приводит к получению степени PhD до завершения медицинского курса. В Португалии медицинскую степень осваивают 6 лет, и это началось после окончания средней школы образования. После первых трех лет студенты получают степень бакалавра в области биомедицинских наук, и в конце 6-го года получает степень мастера в области медицины.
Основные характеристики программы основаны на критериях отбора. Пятый год обучения соответствует концу клинической подготовки студентов, по сути профессионализацию студенты проходят 6-й год. В приложении имеются пререквизиты, указывающие на то, что студенты успешно закончили летом лабораторные занятия в медицинской школе. Лабораторные занятия предназначены для студентов, получивших навыки ознакомления с различными лабораторными методами в контексте конкретных исследовательских вопросов, а также, для проявления у них интереса, в том числе в трех научно-исследовательских областях исследования, предложенных исследователями Научно-исследовательского института наук о жизни и здоровья, Школы наук о здоровье, а именно микробиология и инфекции, хирургические науки и нейронауки.
С момента запуска программы 131 студентов прошли 172 лабораторных занятия, которые соответствуют формальному участию 10% всех студентов-медиков в научно-исследовательской деятельности. Имея реквизиты, 16 студентов приступили к PhD диссертационным работам в пределах программы Md/Phd, 9 других вошли в программу PhD после получения медицинской степени. Дополнительные исследования будут оценивать, как степень отбора влияет на клиническую практику, исследование и научную карьеру студента.
5.PhD-DOCTORAL PROGRAM IN THE EDUCATIONAL
SYSTEM OF ASFENDIYAROV KAZAKH
NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY
A.K. Boshkayeva, F.N. Nurmanbetova, F.G. Orazaeva
Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty, Kazakhstan
5.PhD-ПРОГРАММА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
A.K. Бошкаева, Ф.Н. Нурманбетова, Ф.Г. Oразаева
Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы, Kaзахстан
Абстракт: Представлена презентация доклада «PhD-программа в образовательной системе КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова».
Обсуждался один из ключевых вопросов: интеграция в международное пространство высшего образования и исследований через партнерство/сотрудничество в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Началом совместного сотрудничества КазНМУ с ORPHEUS явилось проведение семинара, посвященному «Организации программ PhD-докторантуры по биомедицине и наукам о здоровье». Семинар организован Школой педагогического мастерства им. Х.С. Насыбуллиной КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова 14-15 апреля 2014 г. с ORPHEUS, Workshop визитинг-профессора Здравко Лакович.
Итогом реализации принятых рекомендаций по семинару является обсуждение Концепции по обеспечению качества PhD-программ и международного признания PhD-программ КазНМУ ORPHEUS.
На основе всестороннего изучения и анализа международного опыта наилучшей практики в деятельности университетов, Международных стандартов Всемирной Федерации Медицинского Образования (ВФМО) по улучшению качества медицинского образования, Ассоциации Медицинских Школ Европы, а также проводимой реформы в сфере высшего и послевузовского образования Министерством образования и науки Республики Казахстан КазНМУ разработана концепция «КазНМУ – университет международного уровня».
На этапе реализации концепции в области образования обеспечена преемственность уровней образования согласно компетентностно-ориентированной модели медицинского образования КазНМУ; подготовлены к специализированной аккредитации образовательные программы по специальности PhD докторантуры на соответствие международным стандартам (WFME, ORPHEUS, AMSE); обеспечено качество академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей и сотрудников (разработаны инструменты академической мобильности, внедрен мониторинг программы академической мобильности); достигнута эффективность программы привлечения зарубежных преподавателей и исследователей, их зарубежных университетов в реализации совместных научных проектов, публикаций в журналах с IMPACT фактором, в передаче инновационных технологий в образование и клиническую практику; разработана долгосрочная стратегия по международному признанию ORPHEUS PhD программ КазНМУ.