СМИ: С возвращением, педиатры!
Потребовалось 10 лет, чтобы понять и принять допущенную ошибку. В 2007 году во всех медицинских вузах РК в результате реформы высшего медицинского образования были ликвидированы педиатрические факультеты. Это повлекло волну возмущений и со стороны медицинской общественности, и со стороны граждан. И как ни старались реформаторы убедить общество принять ноу-хау, здравый смысл взял вверх. На днях 185 студентов приступили к обучению на восстановленном педиатрическом факультете в КазНМУ им. Асфендиярова.
Процесс активного реформирования системы высшего медицинского образования Казахстана во многом был связан с присоединением нашей страны к Болонскому процессу. Понятно, что нашему государству, чтобы стать участником большой успешной компании стран, нужно было многое переделать, где-то подогнать, что-то усовершенствовать. Причем хотелось все сразу и быстрее. Поспешили. Одной из жертв той спешки и стала казахстанская педиатрия. Еще тогда светило отечественной медицины, известный педиатр, академик Камал Ормантаев предупреждал о последствиях, которые не заставят себя ждать – падение качества подготовки детских врачей, дефицит профессиональных кадров в педиатрии… Так и произошло. «Рекомендации Болонской конвенции – это только рекомендации! Никто не требовал от нас немедленного исполнения. Это же не международный договор, подписанный Президентом. Надо было сначала подумать, и не раз, задаться вопросами, которые естественным образом возникают при кардинальной ломке существовавшей системы. Прежде всего готов ли Казахстан к такой реформе, созданы ли у нас условия для этого?
Ведь Европа и США шли к нынешним стандартам десятки лет. А наши реформаторы, скопировав чужой опыт, внедрив его без широкого обсуждения, больно задели педиатрию, а значит, здоровье наших детей и внуков, которые являются самыми уязвимыми существами в мире», – отмечал в одном из интервью Камал Саруарович.
К слову, Казахстан не единственная на постсоветском пространстве страна, присоединившаяся к Болонскому процессу. По тому же пути пошли Украина, Белоруссия и Россия. Однако украинцы, едва ликвидировав педиатрические факультеты, очень скоро их восстановили, а россияне и белорусы и вовсе заняли выжидательную позицию. Спустя 10 лет и в Казахстане началась работа над ошибкой. Пока, правда, лишь в одном университете восстановлен педиатрический факультет. И, по словам Камала Ормантаева, этого крайне мало.
– Я задаюсь вопросом: почему восстановлен всего один факультет в одном университете? – вопрошает академик. – Неужели нельзя было облегчить получение лицензий вузами на восстановление факультетов?! Притом что сегодня мы испытываем большой дефицит профессиональных детских врачей и это ни для кого не секрет!
И правда, еще в прошлом году, когда на высоком уровне было заявлено о восстановлении педиатрических факультетов, речь шла о восстановлении педфакультетов во всех учебных медицинских заведениях страны.
Вот что по данному вопросу высказал в прошлом году Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев: «Мы все понимаем, насколько у нас велика цена врачебной ошибки, особенно если это касается детских врачей. Я полностью поддерживаю предложение, которое сейчас было высказано, и даю поручение министрам Дуйсеновой и Сагадиеву (здравоохранения и социального развития, образования и науки в 2016 году): необходимо восстановить педиатрические факультеты во всех учебных медицинских заведениях. И немедленно начать уже с 1 сентября следующего года подготовку студентов. В этих вопросах нам нельзя экспериментировать».
– Когда ликвидировали педиатрические факультеты, никто не думал о последствиях, но они есть, и теперь над ними нужно работать, – отметил Камал Ормантаев. – Особенности детского организма требуют особо подхода, контроля, диагностики и лечения! Семейный врач все болезни не может знать и лечить. В этом за эти десять лет мы сполна убедились. Пока, к сожалению, только в одном университете восстановлена работа педфака, хотя мы многое упустили, и нам нужно скорее все наверстывать. Скажу больше, нам нужно обратить внимание на опыт соседней России, где есть не только педиатрические факультеты, к примеру, в Санкт-Петербурге есть отдельный педиатрический университет, есть он и в Ташкенте!
Итак, в новом учебном году185 казахстанских студентов начали обучение на возобновленном факультете педиатрии. КазНМУ стал единственным казахстанским вузом, в котором будет проходить обучение по обновленной специальности. Учиться врачи будут по формату 5 лет бакалавриата и 2 года интернатуры. Лицензию на обучение по этой специальности университет получил 20 июля 2017 года. Будут ли у студентов восстановленного факультета особые привилегии, с какими трудностями пришлось столкнуться университету, есть ли кому учить будущих детских врачей, нам рассказал ректор КазНМУ Талгат Нургожин:
– В том, что факультет был восстановлен, большая заслуга нашего министра Елжана Биртанова, а также академика Камала Ормантаева, который все 10 лет добивался возобновления работы факультета. Я думаю, с открытием этого факультета у нас постепенно будут восстановлены многие кафедры именно педиатрического направления. Контроль обучения на педиатрическом факультете, конечно, будет очень строгим, и не только со стороны руководства вуза, но и Министерства здравоохранения. По поводу особых привилегий для студентов восстановленного факультета хочу сказать одно, в нашем университете все равны, поэтому и условия для всех одинаковые.
Сейчас студенты уже приступили к обучению, кстати, в педагогах у нас дефицита нет. Профессорско-педагогический состав ликвидированного в 2007 году факультета никуда не уходил, они были просто переведены и все эти годы готовили специалистов общей медицины.
В настоящее время, по словам ректора Нургожина, университет активно налаживает сотрудничество с клиническими базами города.
«Новые ГОСО 2017 года позволяют студентам с первых же дней учебы быть у постели больного. Нам предстоит привить нашим студентам стремление и желание как можно больше проводить время в клиниках, чтобы они учились там, набирались опыта. Для студентов восстановленного педиатрического факультета главной клинической базой станет, безусловно, Научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии», – подытожил ректор.
Напомню, что в 2007 году во всех медицинских высших учебных заведениях была упразднена специальность «Педиатрия». С того времени подготовка педиатров на уровне бакалавриата осуществляется по принципу развития врачей общей практики. Но такой подход вызвал много вопросов со стороны общественности и медицинского сообщества и привел к дефициту педиатров. По специальности «педиатрия» в 2012 году пять казахстанских медвузов выпустили 742 врача, в 2013-м – 423, в 2014-м – всего 7. Если в 2012 году на 10 тыс. населения приходилось 4 педиатра, то в 2015-м – 3. В Атырауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской областях на 10 тыс. человек сельского населения приходится лишь один педиатр.
Из истории
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paidos – ребенок и jatreia – врачевание. Согласно истории, как самостоятельная дисциплина педиатрия начала формироваться лишь в первой половине XIX столетия. Датой ее рождения считают 1802 год, когда в Париже была открыта первая детская больница, ставшая на долгие годы центром подготовки педиатрических кадров для всей Европы. Однако еще выдающимися учеными древности и средневековья, начиная с Гиппократа, который доказывал необходимость выделения педиатрии в особую дисциплину, были даны описания некоторых особенностей детского организма и обсуждались вопросы вскармливания, гигиены, клинических проявлений ряда заболеваний у детей и их лечения.
Восстановление педиатрических участков в Казахстане будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (2017–2018 годы) – внедрение на уровне ПМСП педиатров-консультантов для совместной работы с врачами общей практики. На втором этапе (2019–2024 годы) – открытие педиатрических участков для детей в возрасте от 0 до 5 лет и увеличение количества педиатров в амбулаторно-поликлинической службе за счет увеличения объемов подготовки кадров и усиления образовательных программ для интернов-педиатров.
Источник: Газета «Литер» от 16 сентября 2017 года
Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы