Талгат Нургожин определил проблемы и вызовы КазНМУ на ближайшие годы
29 августа в ходе Августовской конференции ректор КазНМУ Талгат Нургожин ознакомил коллектив университета с перспективами развития вуза на ближайший период.
Направляющим вектором для нас должны стать слова Главы государства Н.А.Назарбаева о том, что сейчас кардинально должна измениться роль системы образования, и именно качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития, — отметил Талгат Нургожин.
При этом, по словам ректора «именно прошлые достижения должны стать фундаментом будущего успеха КазНМУ».
— Очевидно, что наш самый важный ресурс — наши люди — наши преподаватели, студенты, выпускники и сотрудники. Все, чего мы стремимся достичь, должно быть основано на университетском сообществе, с которым обязательно необходимо сотрудничать, на которое нужно опираться и поддерживать дух взаимопонимания. Этот Университет Ваш и именно вам создавать новое поколение и передавать свой опыт, — обратился ректор к ППС.
На ближайшие годы основой высшего медицинского образования в КазНМУ должны стать мировые тренды технологий здравоохранения. Для определения направления развития высшего медицинского образования необходимо обозначить формирующиеся направления развития медицинских технологий. Как отметил Талгат Нургожин, «на сегодняшний день это телемедицина, диагностика, лечение, регенерация, аугментация, биогеронтология ».
«Все основные направления развития медицинских технологий интегрируются в понятии Персонализированная медицина и именно с учётом потребности общества в персонализированной медицине необходимо развивать высшую медицинскую школу в нашей стране», — сказал ректор.
Далее ректор провел обзор направлений развития медицинских школ наиболее известных университетов мира и выявил некоторые тенденции и подходы, которые можно использовать и в совершенствовании учебного процесса в КазНМУ.
Учебная программа «От генов к обществу»
В учебной программе Genes to Society (от генов к обществу) представлена новая модель здоровья и болезней, основанная на принципах адаптации к окружающей среде, изменчивости генотипа и стратификации риска, а не просто дихотомическом взгляде на «нормальную биологию человека (здоровье)» и «ненормальную физиологию» (болезнь).
Учебная программа «от генов к обществу» подготавливает студентов к изучению как биологии пациента вплоть до клеточного уровня — другими словами, не только органов, но тканей, клеток, белков и ДНК, что в совокупности с данными о внешних экологических и социальных факторов дает возможность поставить точный дифференциальный диагноз и эффективный план лечения.
Это особенно важно для пациентов, имеющих дело с хроническими заболеваниями, — та область медицины, которая давно упускается из виду.
Вместо последовательных курсов обучения, которые часто не сопровождаются клинической практикой от нескольких месяцев или лет спустя, каждый курс, каждая концепция, одновременно подкрепляется клиническим опытом.
Таким образом, обучение становится трехмерным, и естественный вопрос, который задают многие ученики, — «Почему это имеет значение?» — отвечается через взаимодействие с пациентом с первого дня, когда они входят в класс.
Это постоянное «горизонтальное» применение академических принципов и критического мышления к клиническим условиям продолжается на протяжении всего образовательного опыта, создавая доверительный уровень у наших выпускников, что дает им выдающуюся основу для их резиденций.
Учебная программа Пациент – Индивидуум
Учебная программа фокусируется на пациенте как на индивидууме. Студентам предлагается концептуализировать индивидуума в контексте континуума от нормального до состояния, предшествующего болезни, к состоянию болезни. Этот формат обеспечивает основу для анализа множества факторов, включая индивидуальные генетические, экологические и социально-экономические характеристики, которые повлияют на представление болезни пациента.
Другими особенностями инновационных систем медицинского образования являются более широкий упор на общение врача и пациента, этику и искусство медицины; студенты получат глубокое знание выбранного ими варианта, а также передовые технические навыки работы в лаборатории, в области научных исследований и навыков презентаций.
Формат тьюториала позволяет студентам определять свои сильные и слабые стороны в различных предметных областях и извлекать выгоду из талантов и перспектив, предлагаемых другими в группе. Ожидается, что студенты будут анализировать проблемы, размещать соответствующие материалы в библиотечных и компьютерных ресурсах, генерировать гипотезы и разрабатывать привычки для обучения и независимого изучения на протяжении всей жизни. Кроме того, ожидается, что студенты возьмут на себя ответственность за собственное обучение и будут способствовать образованию своих коллег и будут активно участвовать в учебном процессе
Более широкий упор на общение врача и пациента, этику и искусство медицины
Студенты получат глубокое знание выбранного ими варианта, а также передовые технические навыки работы в лаборатории, в области научных исследований и навыков презентаций.
Повысить степень удовлетворенности студентов изучением медицины и способствовать приверженности непрерывной исследовательской деятельности и междисциплинарному мышлению.
Ожидается, что студенты будут анализировать проблемы, размещать соответствующие материалы в библиотечных и компьютерных ресурсах, генерировать гипотезы и разрабатывать привычки для обучения и независимого изучения на протяжении всей жизни. Кроме того, ожидается, что студенты возьмут на себя ответственность за собственное обучение и будут способствовать образованию своих коллег и будут активно участвовать в учебном процессе
ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ КАЗНМУ И СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
Проблемы медицинского образования в Казахстане и в частности в КазНМУ принципиально не отличаются от мировых, но имеют ряд специфических черт.
Именно на эти ключевые точки и имеет смысл воздействовать при оптимизации образования.
ØНет ориентации на основные тренды медицинских технологий
ØНе формируется понимание и не осваиваются принципы персонализированной медицины
ØНет ориентации на развитие компетенций
ØУчебный процесс — устаревший контент, вне контекста с передовой клинической практикой
ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛМАТЫ И КАЗАХСТАНА
üРост хронических неинфекционных возраст-ассоциированных заболеваний
üСохранение высокой заболеваемости туберкулёзом, ВИЧ, гепатитом
üДороговизна медицинских технологий, неравный к ним доступ
ü Повышение потребности в специализированной помощи особенно среди пожилого населения
üИзлишний фокус на лечебные мероприятия вместо приоритета профилактики и упреждающей медицины
üДлительность, дороговизна создания и внедрения новых методов диагностики и лечения
üЗапаздывание внедрения научных открытий в реальную практику
üЛогичным продолжением пути развития медицинского образования, по которому следует и КАЗНМУ, является Системный подход, включающий: развитие компетенций, лидерских качеств, способностей к восприятию инноваций в академическую систему.
СЕМЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Учебные программы основанные на компетенции, легко адаптируемые к меняющимся внешним условиям
- Междисциплинарное образование в отличие от узкоспециализированного подхода.
- Широкое использование возможностей информационных технологий в целях развития навыков по сбору и анализу информации и доказательной базы, моделирования и тестирования, способности мыслить творчески и осваивать большие потоки информации в поисках правильных решений.
- Широкое использование международных ресурсов и адаптация к решению проблем местного характера.
- Укрепление образовательных ресурсов через систему мотивации и инвестирование в профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава
- Профессионализм, основанный на компетенции, лидерских, коммуникативных, этических и нравственных качествах
- Интеграция и синергизм медицинского образования, науки и клинической практики
ТРИ «К» В ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ КазНМУ
Критерии приема в КазНМУ: необходим определенный уровень подготовленности как социально ответственный гражданин с необходимыми знаниями и навыками.
В последние годы — тенденция фокусироваться на гуманитарных науках. В Медицинской школе Icahnпопулярна программа HuMed – гуманитарная медицина.
Каналы предоставления знаний: дидактические лекции, малые студенческие группы, обучение в многодисциплинарных командах, раннее вовлечение студентов в клинический процесс с участием пациентов, разнообразие рабочей обстановки – обучение на уровне первичного звена здравоохранения и на базах больниц различного уровня, широкое использование информационных технологий.
Компетенции: самой главной инновацией в медицине всех времен и народов являются руки, глаза и уши компетентного врача.
В ближайшие десятилетия мы станем свидетелями того, что эти инструменты вновь станут главенствующими и наиболее востребованными в медицине.
Наряду с этим, приоритетным станет широкое применение технологий искусственного интеллекта и других мобильных технологий, принципа «интернета вещей».
Пресс-служба КазНМУ