Торегельды Шарманову — 90: раскрыт секрет долголетия академика
Если я в чем-то смог помочь населению, то я счастлив
90 лет назад у подножья горы Улытау родился тот, кому суждено было стать легендой казахстанской медицины, автором Великой хартии мирового здравоохранения. Выдающимся человеком, специалистом, к словам которого прислушивается вся страна, академик, доктор медицинских наук, профессор Торегельды Шарманов. Он до сих пор крепок как камни, из которых сложены вершины Улытау. Кажется возраст для него всего лишь цифры, и ни года, ни постоянный ежедневный труд не способны сломить его волю к жизни, стремлению к победам и поиску нового, важного и драгоценного для здоровья нации.
Будучи ребенком, Торегельды Шарманов потерял любимую сестру, у которой обычная простуда переросла в пневмонию, а отсутствие качественной медицинской помощи привело к тому, что девочка скончалась. Ученый рассказывает, что это был не единственный случай в селе – дети нередко гибли. Тогда он поклялся себе стать врачом.
Так погибали мои односельчане: старики, молодые, дети — без медицинской помощи. Многих ждала такая участь, поэтому я решил посвятить себя медицине, — вспомнил Торегельды Шарманов.
Сегодня Торегельды Шарманов – живая легенда. К его советам прислушиваются министры и чиновники различного ранга, причем не только Казахстана. Весь мир знает его как новатора и гения в области гигиены, первичной медико-санитарной помощи и питания. «Мы — то, что мы едим» — неустанно повторяет академик Шарманов.
Борьба с вредной пищей – его личное противостояние. Порой кажется, что в этой войне он единственный воин, который может переломить ситуацию в свою сторону. Хотя по ту сторону фронта – гиганты пищевой промышленности, миллиардные контракты фаст-фуда и другой очень прибыльный бизнес. Но забота о здоровье собственного народа всегда должна быть выше любых финансовых выгод, уверен Торегельды Шарманов.
В период работы на должности министра здравоохранения тогда еще советского Казахстана Шарманов обозначил главные проблемы страны в области питания и своим упорством, умением убеждать высшее руководство он добился своей цели. В числе его заслуг — исследования, которые доказали, что Казахстан является йододефицитной страной. Ему удалось добиться обязательной йодизации соли.
Вторая заслуга — это фортификация муки. Жители Казахстана страдают железодефицитной анемией. До 80% женщин на юге страдали анемией и рожали очень больных детей, сами умирали от кровотечения, массы акушерско-гинекологических и других осложнений. Железодефицитная анемия была бичом нашей страны. Академик Шарманов, доказав, что существует такая проблема, дал и пути решения этой проблемы — это фортификация муки. То есть, вся мука высшего, первого, второго сорта несет добавление препаратов железа. Таким образом, у нас в стране железодефицитная анемия сошла с повестки номер один. А академик Шарманов своим трудом спас сотни тысяч жизней.
Я боролся в свое время с ростом йододефицита и добился, это мое счастье, первый успех. Избавил от многих болезней казахов, многие это недопонимали. Это был первый проект, который я проповедовал. Счастье – это здоровье. Основа счастья – здоровье. Если я в чем-то смог помочь населению, сделать здоровым его, то я счастлив. Мое счастье – я смог добиться ликвидировать железодефицитную анемию, я возглавлял эту кампани, — с улыбкой на лице говорит Торегельды Шарманов.
В 1978 году в Алма-Ате был принят исторический документ — Алма-Атинская Декларация по первичной медико-санитарной помощи. В те годы, даже на мировом уровне, существовали сомнения о том, что государства обязаны обеспечивать здоровье каждого своего жителя. Врачам, общественным деятелям, приходилось доказывать, что нехватка финансовых ресурсов не оправдывает невнимания к здоровью людей, что здоровье — одно из основных прав человека, тесно взаимосвязанное с другими ключевыми правами.
Благодаря Декларации право человека на здоровье, как высшую ценность человеческой жизни, получило безусловное признание всеми государствами, и мировое здравоохранение изменило вектор своего развития. А ведь декларация, названная ООН «Великой хартией мирового здравоохранения», могла быть не Алма-Атинской, а Ташкентской. Да и сам Торегельды Шарманов не мечтал стать министром в то время.
Для меня было удивительно, что меня назначают. Уже будучи министром, я осуществил судьбоносный проект: проведение в 1978 году в Алма-Ате Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ. Я сражался с Узбекистаном, иначе принятая на ней Алматинская декларация называлась бы Ташкентской. А ведь именно в ней утверждено право каждого человека на здоровье. Наша страна проявила себя в мировом масштабе, — вспомнил он.
Сейчас его счастье заключается в тех же принципах – здоровье нации, безопасность потребляемой пищи, развитие науки, образования и медицины в стране. Ученый с болью, постоянно обращается в правительство, поднимая вопросы острой нехватки финансирования науки, для проведения необходимых исследований питания казахстанцев, переживает за состояние санитарной службы. Особенно сильно его заботит состояние здоровья детей, им неоднократно поднимался вопрос исключения из ассортимента школьных буфетов вредных продуктов, таких как конфеты с высоким содержанием сахара, сильно газированные напитки, майонез и кетчуп.
А пока академик Шарманов сам доказывает полезность исконно казахских национальных продуктов. Академик считает сахар — врагом здоровья народа Казахстана, сладким, вредным и токсическим веществом, искусственным продуктом. В качестве альтернативы он предлагает вернуться к истокам, ведь издревле казахи изготавливали национальные традиционные продукты, к примеру құрт, ірімшік, без добавления сахара. Он первым в мире начал доказывать научными исследованиями полезность и ценность кобыльего молока. По сути, создал новый национальный бренд и продвигает его на международной арене до сих пор. Сейчас особой гордостью академика является разработка абсолютно безвредного шоколада на основе кобыльего молока.
Шоколад вообще-то любимый продукт на всей планете, но я хотел, чтобы шоколад был казахский, на кобыльем молоке. Сделал казахский шоколад и признали казахский шоколад. У всех на устах швейцарский, французский шоколад, а теперь будет казахский шоколад. Оно во многом чище и добрее, почему? Потому что на кобыльем молоке. Потому что казахи сделали, — рассказывает доктор медицинских наук.
Казахская академия питания под руководством Торегельды Шарманова разработала целый класс продуктов для космонавтов. Естественно это традиционные казахские блюда на основе кобыльего молока, но в вакуумной упаковке. В такой таре сублимированные блюда могут храниться до 18 месяцев. Перед употреблением их необходимо вскрыть, добавить воды и на несколько минут поставить в специальный шейкер. «Гостевой набор» блюд брал с собой на МКС космонавт Айдын Айымбетов.
В свои 90 корифей казахстанской медицины — Торегельды Шарманов работает не покладая рук. Он вносит важнейшие преобразования в казахскую академию питания, является почетным профессором КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова, не забывает о своей наставнической миссии, уделяет огромное внимание подготовке молодых специалистов.
Академику Торегельды Шарманову 90, он все так же полон сил, энергии, стремления к новым победам, покорению вершин. Продолжает быть несомненным лидером в сфере здравоохранения, примером для коллег, сохраняющим не только волю к новым вершинам, но и желание помочь, поддержать своих подопечных и трудиться во благо родного Казахстана!
Академик придерживается строгих правил в личной жизни. С утра — физическая зарядка и прогулка, либо занятия в тренажерном зале. Потом — контрастный душ. А затем завтрак, который удивляет своей скудностью.
Один помидор, один огурец, один перец болгарский или яблоко, и чай с растительным молоком — сливки. Ни хлеба, ни масла, ни колбасы, ничего не ем. В обед — суп с птичьим или конским мясом. Баранину не ем, вообще не ем красное мясо. Надо отметить, что конина — тоже красное мясо, но это другое мясо по усвояемости, по полезности не сравнить. Также и с молоком. Кобылье и коровье молоко очень отличаются между собой. Кобылье молоко нельзя стерилизовать, кипятить. Если все прокипятишь, простерилизуешь, то потеряются качества, содержание витаминов и микроэлементов, и белок изменится, потому как он нежный. Белок один к одному с женским молоком. И много витаминов С. А коровье молоко не кипятишь, не стерилизуешь — портится, если кипятишь, оно теряет огромное количество полезных свойств. Я не употребляю коровье молоко, и не ем из него сыр, — поделился он.
Сменяются поколения, но по прежнему в ногу со временем идет он – несгибаемый, непобедимый, легендарный Токе.
Подробнее: https://www.zakon.kz/5044392-toregeldy-sharmanovu-90-raskryt-sekret.html