GPS против памяти: почему мы разучились думать маршрутами

Когда-то мы узнавали город шагами. Путь в школу, первое свидание в парке, маршрут к автобусной остановке. Мы ошибались, сворачивали не туда, искали дом по описанию: «Там, где аптека с красным крестом, и дальше через арку». Город был не просто фоном, он был живым пространством с поворотами, приметами и указателями.
Сейчас же мы мчимся по маршрутам, выстроенным не интуицией, не личным опытом, а логикой алгоритма. Он ведет нас быстро, эффективно, но бесчувственно. Мы не видим улиц, только путь между точками A и Б. Все остальное – лишнее, окружение исчезает. Удобно? Безусловно. А что, если такая цифровая опека меняет не только наше поведение, но и сам мозг?
Мы решили узнать у невролога, что происходит со способностью ориентироваться, когда вместо внутренней карты в голове у нас только экран смартфона. Заведующая кафедрой нервных болезней Казахского Национального медицинского университета им. Асфендиярова, главный невролог Министерства здравоохранения РК Сауле Туруспекова рассказала о последствиях.
«Постоянное использование навигаторов, конечно, влияет на мозг, особенно на те области, которые отвечают за пространственную ориентацию и память. В частности, это височная доля, а внутри нее – гиппокамп, известный как центр памяти. Снижение его активности может привести к уменьшению объема и даже атрофии», – рассказывает врач.
Гиппокамп – часть лимбической системы, которая также участвует в формировании маршрутов и навигации. Через нее нагрузка распределяется и на другие участки мозга, включая лобные доли, отвечающие за принятие решений и планирование.
«Поэтому в долгосрочной перспективе можно ожидать уменьшения активности и объема как височных, так и лобных отделов мозга. И, конечно, это может по-разному сказываться на тех, кто с детства полагается на навигаторы, и на тех, кто развивал пространственные навыки самостоятельно».Невролог Сауле Туруспекова
Навигатор знает лучше или…
Мы больше не спорим с машиной. Даже если чувствуем: «Там же был короткий путь через двор!» Мы идем по маршруту, предложенному бездушным алгоритмом. Перекладываем ответственность за принятие решений на цифрового помощника, чья логика чужда нашим городским привычкам.
«С точки зрения социологии, использование цифровых навигаторов и карт влияет не только на поведение людей в обществе, но и на их когнитивное восприятие окружающей среды. Когда человек, будь то в городе или в селе, ориентируется с помощью навигатора, он опирается на визуальный интерфейс приложения, а не на реальную городскую среду. В результате теряется ощущение живого города. Пространство перестает восприниматься напрямую, человек просто следует за стрелкой на экране», – объясняет социолог Талгат Килыбаев.
Мы живем в мире, где ошибаться неудобно, спрашивать дорогу неловко, а теряться почти стыдно. Кажется, что все должно быть под контролем: маршрут, локация, точка прибытия.
«У меня топографический кретинизм, признаю честно. Гораздо проще вбить адрес в навигатор, чем искать дорогу самой. Но недавно увидела Reels с Павлом Волей, в нем он говорит, что мы тревожное поколение, потому что не знаем улиц и не держим маршрут в голове. И меня зацепило. В своем районе я еще ориентируюсь, но стоит выйти за пределы, я теряюсь. Пытаюсь бороться: меньше навигатора, больше внимательности. Иногда хожу пешком без подсказок. Иногда теряюсь. Но, кажется, именно так и учусь быть в городе по-настоящему. Хотя, честно, вызвать такси до точки все еще слишком заманчиво». Магистрантка Аяулым Кошенова
Источник: https://www.zakon.kz/stati/6483835-GPS-protiv-pamyati-pochemu-my-razuchilis-dumat-marshrutami.html