ОСМС: забота о каждом пациенте
– С какими проблемами сталкивается система здравоохранения в последние годы?
– По данным Минздрава, в отрасли наблюдается дефицит финансирования. Несмотря на то что расходы в 2017 году превысили триллион тенге, их уровень по отношению к ВВП снизился с 2,6% в 2009-м до 1,9% в 2017 году. В итоге дефицит финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи составил 541 миллиард тенге, или 38% от потребности. Средств не хватает на стационарную медпомощь, консультативно-диагностические услуги, амбулаторное лекарственное обеспечение, недостаток финансирования испытывает онкологическая служба. В результате растут расходы на медпомощь из кармана наших граждан: их уровень достигает 40%, тогда как в странах ОЭСР этот показатель не превышает 17%.
Во-вторых, в отрасли наблюдается высокий износ оборудования. А закупать новые медицинские приборы и лекарственные препараты у больниц зачастую нет средств. Износ зданий медицинских клиник, несмотря на продолжающееся строительство новых, превышает 60%. Думается, что вследствие этих проблем растут расходы на лечение за рубежом. По разным данным, казахстанцы тратят до 300 миллионов тенге ежегодно на зарубежные клиники. Правительство выделяет на зарубежное лечение около миллиарда тенге ежегодно.
Так вот, система ОСМС представляет собой солидарный подход к обеспечению гражданам медицинских услуг. Такой подход практикуется во многих развитых странах, и в Казахстане он также призван решить значительное количество проблем, в первую очередь финансовые.
Выступая на открытии третьей сессии Парламента, Глава государства подчеркнул необходимость перехода к ОСМС и предупредил законотворцев и медиков «не спотыкаться опять». В эти дни депутаты Парламента, представители госорганов, общественных объединений и предприниматели обсуждают вопросы по реформированию системы ОСМС. Их предложения рассмотрят в Правительстве.
– Талгат Сейтжанович, в чем новизна системы ОСМС и какую пользу ожидать от ее внедрения?
– ОСМС – это новый подход к оказанию медицинской помощи в Казахстане. В настоящее время медицинские услуги населению предоставляются в рамках Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Это означает, что финансирование медицинских услуг идет из бюджета, со всеми вытекающими из этого ограничениями. Например, такими как ускоренное освоение средств в конце года (чтобы в будущем не урезали бюджет) и недофинансирование в начале года, так как медицинские учреждения попросту не успевают пройти процедуры тендеров и согласований. В рамках ОСМС финансировать медицинские учреждения будет Фонд социального медицинского страхования. Фонд создан по международным стандартам на основе корпоративного управления. Структура его работы нацелена на внедрение новейших медицинских стандартов в здравоохранении.
Внедрение ОСМС позволит уравнять возможности частных и государственных клиник. Бюджетным организациям придется конкурировать за пациентов, а значит, повышать качество медицинских услуг. Частные клиники получат средства на обновление основных фондов, что позитивно скажется на развитии всей системы здравоохранения страны. Главврачам придется внедрять корпоративное управление, современные технологии и новые информационные системы. В противном случае пациент проголосует «ногами», то есть выберет другую клинику, что происходит уже сейчас.
Благодаря ОСМС изменится управление ресурсами, Правительство уже разработало принципы дерегулирования, снижающие контрольные функции госорганов. Важно, что в новой системе заложены механизмы, предусматривающие взносы со стороны работодателей, предпринимателей, наемных работников в фонд ОСМС. За трудоустроенных граждан частично платит работодатель. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные судебные исполнители, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, оплачивают самостоятельно. Такой подход позволит кардинально изменить отношение пациентов к «бесплатной» медицинской помощи. Граждане, оплачивая за ОСМС, станут более требовательно подходить к получению медуслуг, более внимательно относиться к своему здоровью, чаще посещать поликлиники. Несомненно, это позволит быстрее выявлять заболевания на ранней стадии, что положительно скажется на здоровье казахстанцев. А это и есть преимущество солидарного подхода к здравоохранению.
– Итак, структура финансирования отрасли изменяется, и довольно серьезно.
– Да, это совершенно новый подход к работе больниц, когда фонд ОСМС становится их стратегическим закупщиком. Больницам необходимо будет предоставлять сведения о своей деятельности, работать прозрачно и конкурировать за получение финансирования. Ответственность врачей повысится, одновременно у них появятся перспективы в виде роста зарплат. Клиники, повышающие качество обслуживания, будут только выигрывать.
– Но из системы, как Вы сказали в начале разговора, выпадает такая большая группа граждан, как неофициально трудоустроенные или самозанятые.
– Сразу поясню: при внедрении ОСМС они не останутся за бортом. Им гарантирована бесплатная медицинская помощь, в которую до 2020 года будет входить весь объем услуг, который предоставляется на сегодня, за исключением планового стационарного лечения. Естественно, им надо менять потребительское отношение к социальной сфере и начать вносить вклад в пользу собственного здоровья.
Нельзя сказать, что самозанятые граждане – это только проблема системы здравоохранения. Они вообще выпадают из системы общественных взаимоотношений, не платя практически никаких налогов. Но, тем не менее, они активно пользуются медицинскими услугами, посещают больницы, проходят лечение.
– Противники ОСМС заявляют, что не хотят платить за лечение других граждан, в то время когда сами, обладая достаточным здоровьем, не пользуются медицинскими услугами. Что можно ответить на такие заявления?
– Мы все должны задумываться о завтрашнем дне. Сейчас с вашим здоровьем все может быть хорошо. Однако даже у человека без вредных привычек, следящего за собой, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Система страхования построена как раз таким образом, чтобы граждане, платя взносы сейчас, формировали так называемый пул средств, который в будущем может быть использован для их же лечения. Человек может годами не иметь проблем со здоровьем, но в один день ему понадобится, к примеру, сложная операция на сердце, стоящая миллионы тенге. Тогда и пригодятся накопленные в ФСМС средства. В фонд уже поступило более 7,2 миллиарда тенге от 3,7 миллиона застрахованных граждан. Эти средства планируется сохранить для обеспечения «подушки безопасности» в работе фонда в будущем.
Важно помнить, что фонд будет особенно внимательно относиться к отзывам пациентов о качестве лечения в клиниках. Если человека что-то не устроит, он может пожаловаться не только в Минздрав, управление здравоохранения или в фонд, но и обратиться к независимым экспертам. А это может сказаться на оплате медицинских услуг в будущем, так что у пациентов появится гораздо больше рычагов для получения качественных услуг.
Такой подход дисциплинирует, думаю, сооплата подтолкнет людей более ответственно подходить к своему здоровью. Напомню, что в большом количестве развитых стран за медицинские услуги платит и пациент, и бюджет, и страховая компания. Кто-то из них платит за первый визит, кто-то – за дополнительные виды нагрузки. Мы должны понять, что медицина и труд людей, которые оказывают помощь, должны оплачиваться. Если быть честным, бесплатной медицины нет. И в советские годы ее оплачивало государство из бюджета – нашего общего кошелька.
– Означает ли внедрение ОСМС уход государства от ответственности за здоровье граждан?
– Так думать неправильно. Неоднократно на высшем уровне было заявлено о том, что текущие расходы на здравоохранение сокращать не планируется. Во-первых, государство будет оплачивать медицинское страхование за более чем 10 миллионов наших граждан. В их число входят безработные, пенсионеры, дети и инвалиды, студенты и другие социальные категории населения. Средства, выделяемые из казны, сокращать не планируется.
В Казахстане сейчас в приоритете тренд на приватизацию больниц, автономизацию медицинских учреждений. Но это делается не с целью «умыть руки», а ввиду необходимости предоставить главврачам больше возможностей для развития своих организаций, развития конкуренции и внедрения инноваций в отрасль. К примеру, в июле текущего года Министерство здравоохранения и испанская компания Eurofinsa S.A. подписали меморандум. Планируется в рамках государственно-частного партнерства реализовать проект «Строительство и эксплуатация многопрофильной больницы при КазНМУ им. С. Асфендиярова» в Алматы. Зарубежная фирма поставит новейшее оборудование, обучит специалистов и внедрит передовые методы обслуживания населения. Это позволит не только внедрить инновационные технологии в казахстанское здравоохранение, но и даст возможность нашим студентам обучаться на собственной клинической базе под руководством зарубежных специалистов.
– На Ваш взгляд, готовы ли к конкуренции, то есть к работе в новых условиях наши больницы и клиники?
– В связи с этим хочу поднять вопрос отношения казахстанцев к медицинским работникам. Не секрет, что зачастую врач воспринимается лишь как оказатель услуг, наемный работник, с которого только надо спрашивать. Пациенты нередко хамят докторам, воспринимая их работу как должное. Между тем на Западе статус врача намного выше: для пациента доктор – непререкаемый авторитет, рекомендации которого неукоснительно выполняются. Как-то я ездил в Лиссабон, меня должен был встретить мой друг. Перед моим вылетом он сообщил, что у него прием у врача в 12.40, прием, который он ожидал месяц! И он бежит к врачу, хотя его уже ничто не беспокоит. А мы пять минут в очереди в поликлинике не можем отстоять.
Я уже говорил, что внедрение обязательного социального медицинского страхования позволит повысить зарплату и социальный статус врачей. Как специалист, могу уверенно сказать, что наше бесплатное здравоохранение на голову выше по уровню, чем такие же бесплатные медицинские услуги в западных странах. Вы знаете, что в Испании и других европейских странах больной с диагнозом «рак», пройдя МРТ, КТ, от месяца до полугода ждет результатов! У нас такое никто не позволит. Поэтому призываю оценивать наше здравоохранение должным образом, оно ничуть не хуже, чем в развитых странах. И давайте уважать наших врачей, именно они спасают наши жизни и помогают восстановить здоровье.
– Как ваш вуз готовит студентов к работе в новых условиях?
– Разработка собственных уникальных программ подготовки нового поколения врачей станет основой дальнейшего развития КазНМУ им. С. Асфендиярова. Мы хотим разрабатывать программы, которые будут больше фокусироваться на прикладных исследованиях в здравоохранении. Мы хотим автономии, самодостаточности. И стремимся к тому, чтобы наши выпускники обладали лучшими навыками клинического мастерства, знаниями передовых технологий и качественной пациентоориентированности. Наши выпускники должны стать востребованными и конкурентоспособными на международном рынке.
Мы должны стремиться к лучшим образцам. К примеру, резиденты в вузах США 88 часов в неделю находятся в клиниках! Наши американские коллеги говорят им: если вы этого не сделаете, то не сможете стать хорошим врачом. Нам тоже надо прививать студентам стремление как можно больше проводить времени в клиниках, набираясь там опыта. В медуниверситете Джона Хопкинса клиническая практика начинается с первых дней обучения! Это и наша цель. Сейчас мы принимаем все меры по налаживанию связей городских клиник с КазНМУ.
Нам важно сохранить лучшие качества казахстанского здравоохранения, такие как его доступность для каждого, качество лечения, которое не отстает от мировых стандартов. И продолжать внедрять самый лучший опыт иностранных клиник. Откладывая внедрение ОСМС, мы рискуем потерять доверие казахстанцев к медицинской системе в целом. Уже сейчас граждане находятся в недоумении и не могут понять, как будут получать медицинскую помощь, что произойдет с их уже перечисленными средствами в фонд ОСМС? Звучат вопросы о том, что произойдет с поликлиниками? Поэтому, думаю, надо как можно скорее решить вопросы, тормозящие внедрение ОСМС, и наладить работу системы, чтобы казахстанцы могли получать качественные медицинские услуги на новом уровне.