Практика без вреда для больных: о новейшем симуляционном центре рассказали в КазНМУ
Макет человеческого тела. Фото: КазНМУ им. Асфендиярова
Медицинское образование в обществе считается одним из самых сложных. Несмотря на продолжительное обучение врачебным профессиям, популярность этой специализации остается высокой. Известно, что для того, чтобы стать профессиональным врачом необходимо обучиться в университете 5-6 лет и еще несколько лет оттачивать свои навыки в узкой специализации: бакалавриат, интернатура, резидентура, и спустя 10, а то и больше лет учебы студент обретает специализацию и становится медиком.
Практика при этом является неотъемлемой частью образования, при этом, чем больше практических занятий, тем профессиональней становятся навыки врача. Однако, набраться практики для медика — задача непростая. Согласитесь, мало кто захочет лечиться у начинающего специалиста, ведь здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Именно поэтому к работе с пациентами допускают только самых грамотных студентов старших курсов или уже врачей-резидентов, чтобы избежать нежелательных последствий для пациентов. Но что если есть выход из этой ситуации, что если практиковаться будущим медикам можно абсолютно без всякого вреда для пациентов? Такой выход есть и нашли его в ведущем медицинском университете Казахстана – КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.
КазНМУ – это один из старейших вузов страны, флагман медицинского образования и лидер по внедрению новых технологий в учебном процессе. Недавно в университете обновили самый большой в Центральной Азии симуляционный центр, открыли новые учебные классы с оборудованием для практических занятий и даже закупили имитаторы человеческих трупов. «Такой анатомический зал единственный в Казахстане. Это оборудование даже меня, человека, который видел много симуляционных центров, удивило. Действительно, это инновации в образовании», — делится ректор КазНМУ Талгат Нургожин.
Фото: КазНМУ им. Асфендиярова
Симуляционный центр – это место, где воссоздаются условия будущей работы. Для студентов авиационных училищ – это как правило кабина самолета со штурвалом, панелью приборов и экраном, на котором демонстрируется процесс полета. А вот для будущих медиков – это больница, карета скорой помощи, родильный блок или МОРГ. Создать атмосферу такого места, конечно, непросто и недешево, но возможно. А каждую возможность в КазНМУ используют на все 100%. «Невежественный врач — подручный палача: Яд тоже смерть несет, как и удар меча» — так высказывался Алишер Навои. Именно поэтому в университете уделяют максимальное внимание формированию практических навыков студентов, чтобы в будущем они имели достаточный багаж знаний и могли ориентироваться во всех сложнейших ситуациях, возникающих при лечении больного. А великий Авиценна писал: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Симуляционный центр КазНМУ расположен в отдельном многоэтажном здании в центре Алматы. На каждом этаже – отдельный блок: педиатрии, хирургии, акушерства и гинекологии, терапевтический блок или скорой неотложной помощи. Площадь симуляционного центра составляет 2564 квадратных метра. В нем 55 комнат, среди них 44 учебные, среди которых есть блок педиатрии, блок хирургии, блок акушерства и гинекологии, терапевтический блок, блок скорой и неотложной помощи и кабинеты общего пользования, а также кабинеты дебрифинга. Общее количество оборудования составило 550 единиц, среди них — 50 единиц интерактивного и высокотехнологичного медицинского обучающего оборудования.
Фото: КазНМУ им. Асфендиярова
Эти тренажеры позволяют отрабатывать даже самые сложные случаи – например, роды у беременной, страдающей диабетом. На другом манекене можно отрабатывать процедуру вакуум-отсоса из трахеи при попадании в нее содержимого желудка, что иногда случается у больных, находящихся под общим наркозом. С помощью остальных манекенов учатся устанавливать капельницы для внутривенного введения лекарств, а также отрабатывают навыки «запуска» остановившегося сердца с помощью дефибриллятора. Все действия студентов фиксируются видеокамерой, и сразу же после окончания занятия проводится «ДЕБРИФИНГ»: студенты вместе с преподавателем анализируют ошибки. При производстве таких манекенов применяются десятки разновидностей синтетических материалов, что обеспечивает им максимальное сходство с тканями человеческого тела. Для того, чтобы студенты могли успешно отрабатывать навыки оказания медицинской помощи, каждый из манекенов находится в отдельной аудитории. В блоке скорой неотложной помощи расположен манекен кареты скорой помощи, где студенты отрабатывают навыки оказания экстренной помощи пациентам. Вся обстановка внутри симуляционного центра почти полностью повторяет реальность, поэтому студенты, приходя на такие практические занятия, полностью погружаются в атмосферу своей будущей работы. Главным же преимуществом симуляционного центра является возможность оттачивать полученные знания на практике, не боясь навредить живому пациенту. Оценки за выполнения тех или иных заданий на симуляторах выставляют либо сами тренажеры, либо преподаватели, которые следят за выполнением процедуры из учебного класса.
Фото: КазНМУ им. Асфендиярова
В КазНМУ недавно открыли и новые отдельные симуляционные классы. Обучаться на новых тренажерах и практиковаться без вреда для пациентов теперь могут будущие стоматологи. Здесь установлены уникальные стоматологические симуляторы, основанные на технологии виртуальной реальности. Тренажеры для отработки практических навыков в стоматологии представляет собой мобильную платформу на колесах, укомплектованной бесшумным компрессором, полным набором стоматологического инструмента, бестеневым светильником, камерой и электроприводом для подъема головы. Артикулируемый блок челюстей универсален, что позволит студентам Школы стоматологии устанавливать в него модели челюстей для отработки различных навыков такие как: эндодонтия, имплантация, анестезия, препарирование, пломбирование, удаление, где доступны 17 сенсоров в местах проведения анестезии, а также работа настоящим беспроводным карпульным шприцом. Не так давно новый обучающий симуляционный класс открыли для обучения специалистов репродуктологов. Здесь готовят врачей, помогающих бездетным парам обрести долгожданного ребенка. Новое оборудование в КазНМУ им. Асфендиярова имитирует прокол фолликула – это полость, в которой созревает яйцеклетка, затем аспирацию (высасывание) из него содержимого. Полученные таким образом женские половые клетки, так называемые ооциты, или яйцеклетки, помещаются в питательный раствор в инкубатор и оплодотворяются.
Фото: КазНМУ им. Асфендиярова
Затем репродуктологи используют их для внедрения в материнский организм. Это одна из самых ответственных процедур во вспомогательных репродуктивных технологиях. А инновационная система “PickUpSim” для имитирования процедуры забора человеческих яйцеклеток позволяет моделировать сопротивление проникновению в мягких тканях, через которые проходит игла, в частности, поверхности яичника и фолликула. А высокоточный виртуальный тренажер “TransferSim” обучает врачей психомоторным и клиническим навыкам максимально бережного переноса полученного эмбриона в матку женщины. Вся процедура проходит с помощью мягкого и тонкого катетера под контролем УЗИ и без риска для самой пациентки. Прибор дает возможность также моделировать самые разные жизненные ситуации при проведении ЭКО. В комплект оборудования входит компьютер с программой и муляж репродуктивных органов женщины. Таким образом, обучающимся не придется впоследствии привыкать и корректировать свои навыки при проведении реальных процедур ЭКО. Невозможно стать врачом и без работы с трупным материалом: гистология, патологическая анатомия – это важнейшие области медицины. Но получить трупный материал для обучения – задача не из простых. Причины понятны – мало кто из родственников умершего человека разрешит пользоваться трупом своего близкого человека. Поэтому в КазНМУ решили так же пойти по пути внедрения новых технологий и открыть новый анатомический класс с имитаторами человеческих трупов. Хранятся манекены в специальных боксах с жидкостью. Длительное нахождение вне бокса может испортить материал манекена, так же как и настоящего трупа человека. Первый манекен демонстрирует труп с кожей. «Этот труп предназначен для изучения кровообращения. Когда мы его вот так разрежем, увидим, как работает сердце. Здесь имеются специальные шланги, сюда вливается раствор красного цвета и синего, будет циркулировать. Мы будем показывать студентам малый и большой круг кровообращения, как идет кровоснабжение верхних органов, отдельных органов, вплоть до наших пальцев. Этот труп анатомический, модель, которая имитирует полностью тело человека. Здесь есть все, что есть, вся структура тела человека», — рассказала заведующая кафедрой анатомии КазНМУ Нургулим Ахмат. Другая модель демонстрирует синтетические ткани — мышцы, нервы, артерии, костную систему. Синтетические ткани отображают живую ткань в лучшем качестве, чем мертвая ткань трупа. Синтетические ткани манекена имитируют физические свойства живых тканей, благодаря чему студенты имеют возможность познакомиться с внешним видом живого человеческого тела без специальных приспособлений, без риска подвергнуться биологическим опасностям или поставить под угрозу живого пациента.
Фото: КазНМУ им. Асфендиярова
Несмотря на то, что манекены искусственные, выполнены они с удивительной точностью как тело человека. «На этих моделях мы можем показывать все сосуды, ход сосудов, показаны нервы, вены и артерии. Студенты будут изучать положение сосудов на практических занятиях», — сказала завкафедры. Материал моделей на 70% состоит из воды, как и человеческий организм, поэтому искусственные трупы требуют особого ухода. Во время перерывов манекены находятся в специально оборудованных саркофагах в растворах. «Если даже руками вот так потрогать без перчаток, наши бактерии переходят к нему, но у него нет иммунитета, он справиться не сможет и ткань умирает. Поэтому работать на нем можно не более 2 часов, затем помещать в специальный контейнер с химической жидкостью. Нужно уходить от теоретического характера обучения к практическому, клиническому подходу. Поэтому сейчас делаем упор на компетентностном подходе, предусматривающем набор определенных практических навыков на каждом уровне обучения. Мы должны уйти от ситуации, когда преподаватель занимается исключительно обучением и не ведет клиническую практику, а профессиональный врач только лечит больных. Наши врачи должны передавать свои знания и умения студентам. А все преподаватели — вести больных в клиниках. Только такой симбиоз дает должный уровень подготовки», — говорит ректор КазНМУ Талгат Нургожин.
Автор: Зауре Копжанова